Потерявшие берег: чего ждать украинскому бизнесу от "священной войны" с офшорами

В начале апреля грянул панамский оффшорный скандал — произошла утечка информации из юридической компании Mossack Fonseca, из-за чего данные о владельцах более чем 200 тысяч оффшорных компаний за период с 1977 г. по 2015 г. стали достоянием широкой общественности
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Скандал не миновал и представителей украинской политической элиты, среди которых и президент Украины Петр Порошенко, который также оказался в числе владельцев офшорных компаний. В лучших традициях нашего истеблишмента украинские политики тут же развернули бескомпромиссную борьбу с офшорами, начали давать пресс-конференции, проводить круглые столы, подавать законопроекты и имитировать всяческую активность в этом направлении.

Не секрет, что большинство украинских предпринимателей широко используют в своем бизнесе компании, зарегистрированные в офшорных и низконалоговых юрисдикциях. При существующей у нас системе налогов и сборов, а также из-за отсутствия достаточных гарантий сохранности прав на бизнес офшорные и другие нерезидентные компании стали неотъемлемой составляющей деятельности многих крупных компаний. Поскольку в свете озвученных в последнее время инициатив в сфере борьбы с офшорными компаниями будущее для многих бизнесменов выглядит неопределенно, мы в настоящем материале постараемся разобраться, какие из озвученных инициатив являются исключительно популистскими и к каким нововведениям бизнесу нужно будет готовиться уже в ближайшее время.

Глобальный офшорный воз

На заседании Национального совета реформ президент Украины заявил о необходимости разработки до начала лета механизмов, направленных на борьбу с минимизацией налоговых обязательств и вывода прибыли за границу. Порошенко дал поручение Министерству финансов и Государственной фискальной службе не позднее 1.01.2017 присоединиться к международной межведомственной конвенции по обеспечению доступа Украины к счетам нерезидентов.

Кроме того, Президент прямо заявил о необходимости внедрения законодательных изменений, согласно которым компании вне зависимости от страны своей регистрации должны будут уплачивать налоги в Украине в случае, если уровень налогообложения в этой стране более чем в 2 раза ниже ставки украинских налогов. В этом вопросе президент пошел по пути России, внедрившей у себя правило контролируемых иностранных компаний в конце 2014 года. Месседж президента подхватил его близкий соратник, депутат Игорь Кононенко, заявивший 16 мая о планируемом введении в законодательство понятия "контролируемая иностранная компания".

На уровне правительства выступил министр финансов Александр Данилюк, обнародовавший свой план по противодействию использования офшоров: в первую очередь — присоединение к многостороннему обмену информацией и, во вторую — пересмотр существующих двухсторонних соглашений об избегании двойного налогообложения.

В подтверждение серьезности своих намерений Президент Порошенко 28 апреля подписал Указ № 180/2016 "О мерах по противодействию уменьшению налоговой базы и перемещению доходов за границу". В соответствии с указом создается рабочая группа, задачей которой будет до 10 июня 2016 г. подготовить законопроекты по совершенствованию процедур контроля за трансфертным ценообразованием и противодействию выведения доходов за границу, в том числе и внедрению правил контролируемых иностранных компаний.

Кроме этого, в ВРУ уже поданы 4 законопроекта, направленные как на снижение привлекательности использования офшорных компаний, так и на установление уголовной ответственности за использование офшорных компаний при осуществлении предпринимательской деятельности государственными чиновниками.

Отметим, что борьба с отмыванием денег носит глобальный характер и координируется на уровне межправительственных организаций различного масштаба на протяжении последних десятилетий.

Еще в далеком 1990 году крупнейшая межправительственная организация Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег выпустила документ под названием "Сорок рекомендаций", устанавливающий базовые принципы для государств по созданию национальных систем борьбы с отмыванием денег.

С тех пор данный список рекомендаций пересматривался и дополнялся, а в 2012 году все рекомендации были сведены в единый документ.

В последние годы борьба с "налоговыми гаванями" сводится к организации автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран, что, наряду с введением ограничений в национальных законодательствах, должно свести к минимуму использование офшорных юрисдикций с целью оптимизации налогообложения.

Панамский скандал является одним из звеньев в цепи событий, связанных с деофшоризацией в глобальном масштабе. Уместно тут будет вспомнить, что панамская утечка информации не первая, до нее аналогичные случаи имели место на Британских Виргинских островах и в Люксембурге.

Правило контролируемых иностранных компаний ("правило КИК")

Идея КИК очень проста: вне зависимости от страны регистрации компании ее доходы должны облагаться налогом в стране резидентности бенефициара вне зависимости от того, выплачены ли такие доходы в виде дивидендов. Причем в данном случае речь идет не только об офшорных, но и о низконалоговых юрисдикциях.

Многие скептически оценивают перспективы внедрения правила КИК в Украине, потому что оно не применяется во многих странах, в которые в случае реализации угрозы могут мигрировать украинские бизнесмены. Если это произойдет, то вместо привлечения инвестиций наша страна потеряет большую часть собственных предпринимателей. Учитывая этот риск, внедрение правила КИК в Украине с нашей точки зрения выглядит явно преждевременным сегодня.

Правила трансфертного ценообразования и обмен информацией

Одним из основных инструментов борьбы с оптимизацией налогообложения с помощью офшорных юрисдикций является ограничение трансфертного ценообразования ("правила трансфертного ценообразования"). Речь идет о наборе методов определения справедливых рыночных цен при реализации товаров и услуг между связанными лицами (т.е. имеющими возможность влияние/контроля один на другого). Как правило, с помощью сделок между ними по контролируемым, отличным от рыночных ценам, прибыль внутри группы компаний распределяется в пользу участников, зарегистрированных в юрисдикциях с наименьшим налоговым бременем. Именно с таким способом минимизации налогового бремени и призваны бороться правила трансфертного ценообразования.

Необходимым условием для применения этих правил является установление достоверного факта аффилированности участников транзакции, для чего нужно определить реальных бенефициаров бизнеса. Поэтому основную роль в борьбе с офшорами играет система обмена информацией между налоговыми органами разных стран.

Международная Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам является одним из главных инструментов борьбы со схемами минимизации налогообложения.

Будучи принятой еще в 80 — х годах, она практически не работала до кризиса 2008 года, когда на фоне всплеска борьбы с офшорными юрисдикциями ей была дана фактически вторая жизнь. В Украине эта конвенция вступила в силу с 2009 года. Вопросы обмена налоговой информацией также регулируются отдельными двухсторонними конвенциями. И если конвенции по обмену информацией работают исключительно по запросу налоговых органов, то с 2017 года начнется автоматический обмен налоговой информацией между разными странами согласно принятым Организацией экономического сотрудничества и развития "Стандартам автоматического обмена налоговой информацией".

Отметим, что в Украине правила трансфертного ценообразования были приняты в 2013 году. Тогда же был введен усиленный контроль над ценообразованием в транзакциях со связанными резидентами и нерезидентами, контрагентами, имеющими налоговые льготы и убытки, а также контрагентами из низконалоговых юрисдикций.

Впрочем эффективность этого контроля остается сомнительной, потому что практика отечественного предпринимательства не подразумевает публичной огласки состава собственников и на практике установить факт аффилированности тех или иных компаний очень сложно.

14 октября 2014 года Верховной Радой был принят закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно определения конечных собственников юридических лиц и публичных деятелей", обязывающий все предприятия раскрывать информацию о своих бенефициарах. При этом ответственность за неподачу/некорректную подачу такой информации минимальная — штраф от 5100 до 8500 грн. Согласитесь, что для крупного бизнеса такое наказание не выглядит угрожающе, и большинство компаний с удовольствием выберет уплату штрафа, нежели раскроет своих реальных собственников.

Выводы

Очевидно, что подавляющее большинство озвученных в последнее время инициатив в сфере борьбы с офшорами имеют исключительно популистский характер и никогда не будут реализованы.

Отдельного внимания заслуживает вероятность внедрения правила "иностранных контролируемых компаний" — тут Украина идет по пути России.

И то, что Петр Порошенко в своем указе о создании рабочей группы по деофшоризации одной из основных задач поставил разработку закона о внедрении правила иностранных контролируемых компаний, а депутат И. Кононеко подтвердил, что такая работа уже начата, делают угрозу вполне реальной.

Кроме этого, нужно ожидать значительного повышения активности налоговых органов в сфере контроля трансфертного ценообразования, и в первую очередь в виде множественных проверок контролируемых операций, о чем свидетельствует недавнее принятие Минфином "Порядка проведения проверок плательщиков налогов по вопросам полноты начисления и уплаты налогов при осуществлении контролируемых операций". Мы рекомендуем нашим клиентам уже сейчас начать ревизию своих контрактов со связанными контрагентами и нерезидентами, а также особое внимание уделять правильности и своевременности подачи соответствующей отчетности.