РРО во благо: как провести фискализацию с пользой для бизнеса

Системы электронного фискального контроля за движением товаров и наличных при достаточном уровне технического развития могут быть полезны не только для налоговиков, но и для бизнеса

Поголовная фискализация — это глобальный тренд, и как бы ни хотелось украинским предпринимателям, мы будем двигаться в направлении большей прозрачности. Но дело в том, что правительство Украины агитирует за регистраторы расчетных операций для всей розницы, говоря о прогрессе, цивилизации и евроинтеграции, но при этом строго ограничивая возможности выбора.

На сегодняшний день в Украине есть 5 сертифицированных производителей кассовой техники, 712 лицензированных сервисных центров и 316 учебных центров для персонала, а перечень позволенных моделей РРО утвержден Фискальной службой. Это специфический и закрытый рынок, который не вполне удовлетворяет требованиям бизнеса, так как не предоставляет тех возможностей учета, которые используются в других странах. Возможностей, которые заставляют кассовые аппараты служить не только интересам налоговой, но и интересам бизнеса.

Отметим, что речь сейчас идет не о владельцах маленького магазинчика, которым больше от жизни ничего не надо, а бизнесе, который растет (или уже вырос) и мог бы использовать технологии для своего развития. Даже такие на первый взгляд недружелюбные, как РРО.

Фискальное облако

Как рассказывает Андрей Безгубенко, эксперт по автоматизации бизнес-процессов компании E-consulting, глобальная фискализация состоит из трех этапов. Первый — это организация учета движения наличности с помощью фискальных регистраторов. На следующем этапе фискальный чек становится единым, учет переходит от конкретной торговой точки к неким глобальным органам или к государству. Когда учет становится глобальным, происходит уход от бумажного чека: любой чек налоговик или потребитель может получить из центрального хранилища.

Фискализация предполагает, что каждый чек имеет свой уникальный номер. Этот номер ему может присваивать некий программно-аппаратный комплекс, в нашем случае это защищенная система либо в кассовом аппарате, либо в фискальном принтере. На втором этапе предполагается, что этот номер будет присваивать определенная внешняя структура.

Следующий этап — это коннектор к фискальному серверу. В разных странах вопрос решается по-разному, например государство берет на себя содержание фискального сервера. Вместо маленьких микросхем в каждом отдельном РРО, которые выдают чеки, этот номер выдает единый сервер налоговой. "Регулятор хочет иметь данные по чекам. В данном случае предприниматель обращается к сервису Фискальной службы с запросом чека на определенный товар и определенную сумму, и создание этого чека происходит уже в налоговой, его не нужно создавать с использованием РРО", — объясняет Борис Зиньков, специалист по отраслевым решениям, Intel Украина.

Для этого госорган может привлечь разработчиков и сертифицировать ПО, которое будет доступным для скачивания, а предприятие будет платить за подписку. При этом как плательщик, так и налоговый орган, введя свой логин и пароль, может видеть статус подписки, платежи, количество выбитых чеков и т.д. Клиент, который хочет получить свои чеки, может также обратиться к серверу и получить его для заполнения налоговой декларации, и этот чек не потеряется.

Далее происходит переход на глобальное ПО и финансирование этого ПО за счет партнеров. Этими партнерами могут быть банки, которые могут добавлять в стандартную программу дополнительные сервисы — красную кнопку "меня грабят", возможность заполнить инкассационную заявку или получить кредит. Пример такого дополнительного сервиса — предоставление статистики продаж по конкретному сегменту рынка. В Италии два госбанка имеют такие серверы и уполномочены предоставлять фискальный сервис. Предприниматель может выбрать один из них и купить подписку. Албания 9 лет назад ввела такую систему, Босния с 2011 года, Сербия — с 2012.

Третий этап, на который уже перешли в США — это электронный чек, который покупатель получает не в виде бумажки, а по СМС или электронной почте, но нам до этого еще бесконечно далеко.

Что дешевле?

"Сама по себе фискализация не имеет никаких явных преимуществ для малого и среднего бизнеса и вызывает у предпринимателей только уныние. Но с точки зрения рынка РРО может и должен нести еще и пользу", — считает Борис Зиньков.

Самое очевидное преимущество — это цена. Пиар ГФС, что кассовый аппарат — это дешево, не соответствует действительности, уверена Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса. "Дешево — это для совсем микробизнеса, но если у тебя есть минимальный товарный учет, то твое решение обойдется в 7-10 тыс. грн на одну точку, плюс ежемесячная плата за обслуживание", — говорит она. Недавно Ксения Ляпина озвучила подсчеты, согласно которым полная фискализация обойдется в 41 млрд гривень. Расчеты Безгубенко более скромны: расходы бизнеса составят около 8,5 млрд в год — это цена аппарата, сервисное обслуживание и курсы обучения персонала. При этом он убежден, что цена аппаратов в Украине завышена — те модели, которые стоят у нас более $300, в соседних странах обходятся в $80-100.

По словам Бориса Зинькова, в Казахстане, который с 1 января следующего года переходит планирует переход на облачную систему, сейчас фискальный принтер стоит более $100. А после перехода от него и вовсе можно будет отказаться, предпринимателю достаточно будет использовать принтер чеков, средняя стоимость которых составляет 60$, плюс абонентская плата около $10- долл/мес за пользование фискальным ПО. В соответствии с нуждами бизнеса он может иметь дополнительные функции — принтер штрих-кодов, сканер и т.д.

Подход к фискализации через "фискальное облако" позволяет предпринимателям снизить накладные расходы, связанные с покупкой и обслуживанием РРО. Т.е. такое решение будет дешевле, чем текущая версия РРО, удовлетворяющего требованиям законодательства. Но для этого требуются законодательные изменения.

Валерий Кучеренко, эксперт по автоматизации бизнес-процессов "Work a Box", объясняет, что облачный сервис — это ноль расходов на старте. "Дороже купить тетрадку в клеточку, чем вести учет на компьютере, который уже есть. Вы получаете 14 дней или больше, чтобы попробовать, потом получаете сервис по низкой цене", — говорит он. Но мнению Андрея Панасюка, гендиректора ICS-Market (один из тех самых пяти производителей), в Украине нужно пойти дальше — базовая подписка должна быть бесплатной, а монетизировать ее стоит именно за счет дополнительных сервисов вроде данных для маркетингового исследования или консультирования.

РРО как механизм контроля для собственника

Второе преимущество фискальных регистраторов — это контроль над собственным бизнесом. "Реформа РРО — это в любом случае правильно, независимо от того, как она проводится. Это стимул для МСБ начать заниматься своим бизнесом", — считает Кучеренко. Но в то же время он подчеркивает, что нужно разделять предпринимателя и самозанятого гражданина. "У нас человек, зарабатывая 4 тыс. грн, считает себя предпринимателем, но он не предприниматель, он самозанятый человек. Нормально, если он растет, но если нет, то РРО — не его проблема, МСБ — это тот, кто стремится расти", — уверен эксперт.

С ним согласен Георгий Шалдырван, операционный директор сети Butlers. "Если вам нужны четкие инструменты контроля, вы в любом случае установите кассовые аппараты, потому что это учет движения товаров и денег не только для налоговой, но и для собственника. Цветочник, который говорит, что знает, сколько у него денег, врет так же, как реклама мыла Safeguard, которое якобы уничтожает 100% бактерий. У нас крадут, если мы не ведем учет, а РРО позволяет управлять собственным развитием, не находясь в магазине. Сумма, проведенная через кассу — это деньги, которые вы сможете отследить, поэтому вложения 100% окупятся", — делится опытом Шалдырван.

К ручному учету ритейлер относится скептически: "Я сталкивался с тетрадным учетом, у нас прапорщик носки в тетрадь записывал. Но если у вас больше одного товарного юнита, с тетрадкой ничего не получится. У вас будут красть", — утверждает он. Кроме защиты от воровства, электронные системы учета позволяют анализировать собственный бизнес — чтобы закупать товар и контролировать, что, сколько, как и в какой торговой точке продается.

Плюс "фискального облака" в том, что оно позволяет пользоваться планшетом или смартфоном, а это позволяет использовать множество дополнительных систем контроля и оптимизации, связанных с кассовым учетом и движением товара.

В конце концов, чек защищает от некачественного товара. Цивилизованный бизнес должен гарантировать какое-то сопровождение товара, которое невозможно без фискального учета.

Зиньков добавляет: РРО — это элемент сбалансированного контроля со стороны госорганов. Таким образом электронные системы отчета освобождают предпринимателя от долгих проверок и ситуации "предоставьте еще такие вот документы".

Сейчас для тех предпринимателей, которые хотят развивать свой бизнес, остро стоит вопрос процентных ставок по кредитам в банке. Банки готовы кредитовать по привлекательным условиям, но для них, как для любого инвестора, актуален вопрос рисков. В идеале они хотят видеть прозрачную схему работы предпринимателя, его уровень доходов. Банки требуют пакет документов, который помогает им оценить риски по невозвратам. Этот пакет документов как раз и может предоставить решение по автоматизации бизнеса, построенное на базе РРО. Другими словами, если предприниматель готов работать прозрачно, использовать РРО, ПО по управлению бизнесом, он может сделать необходимые отчеты и подать их в банк для получения кредита. Шанс получить дешевый кредит в короткие сроки значительно возрастает. Таким образом, перефразируя известную шутку, можно сказать, что РРО для предпринимателей не только вредно, но и полезно.

Что нам мешает

По словам Томашевской, самое страшное в случае Украины — это система штрафов. "Если бы все купили РРО и не было никаких санкций, никто бы не протестовал: пришла проверка кассовой дисциплины, указала на ошибку, через 2 недели перепроверила. Но у нас за каждое нарушение — штраф. Страх перед кассовым аппаратом не в самом кассовом аппарате, а в том, что тебя будут бить ногами за этот кассовый аппарат, к тебе будут ходить проверки, ты будешь давать взятки или ходить по судам", — сетует она. Сейчас ГФС пошла на уступки и ликвидировала норму о пятикратных штрафах за третье нарушение кассовой дисциплины, но налоговый консультант с опытом Томашевская не верит в лояльность инспекторов.

Вторая проблема — это уровень технического развития предпринимателей. "У нас предприниматель берет тетрадь в клетку и пишет: "8 июля — 100 рублей", вернули товар — вычеркнул. Те, кто ведет учет в Exel — это уже достижение. Мы разный уровень МСБ обсуждаем — в больших городах все продвинутые, но вы выезжаете за городскую черту — и там совсем другой, так сказать, уровень учета", — сомневается в востребованности облачных решений Томашевская.

Зиньков комментирует, что нам необходимы изменения в законы, определяющие требования, предъявляемые к РРО. Тот факт, что только 5 поставщиков оборудования сертифицировали свои продукты, говорит о многом. Их должно быть 125, а лучше 1125, и тогда, безусловно, снизится стоимость РРО, это закон рынка. И эти требования также должны включать в себя положения по переходу к следующей стадии фискализации — "электронному чеку".

Не готовы к радикальным новшествам и налоговики. Так, директор департамента методологии ГФС Нелли Привалова абсолютно уверена, что если начать менять существующую систему, она просто развалится. Например, из-за того, что достаточно трудно в такой большой стране создать единую товарную номенклатуру, а использовать только товарные группы, как в Италии, мы не можем, так как одна из целей фискализации — это борьба с контрабандой товаров.

Но мы знаем, что идея не фантастична как минимум потому, что в Украине есть подтверждение жизнеспособности идеи единого сервера — это "Укрзализныця". Если они могут, то, возможно, получится и у других.