Крупному бизнесу бывает полезно мыслить как стартап — Алексей Кредисов

Алексей Кредисов, управляющий партнер компании EY в Украине, операционный директор EY в шести странах Восточной и двух странах Западной Африки — один из лучших топ-менеджеров страны. Что такое менторство, знает не понаслышке: за плечами у него опыт сотрудничества с компаниями из стран Африки и Америки. А его команда уже два года помогает реформировать управленческие процессы государственных органов — Министерства обороны, Министерства экономического развития и торговли и других

Почему вы готовы вкладывать свое время и экспертизу в этот проект?

Во-первых, мне самому это интересно. Я хочу, чтобы в Украине формировалась культура предпринимательства. Во-вторых, поддержка предпринимателей — это одна из ключевых ценностей в EY. Наша компания одной из первых осознала важность такой деятельности как на развивающихся, так и на развитых рынках. Первый конкурс "Предприниматель года" был проведен еще в 1986 году в США, в городе Милуоки. Теперь конкурс объединяет наиболее успешных предпринимателей в 145 городах 60 стран мира и дает им возможность поделиться историей успеха, вдохновить других своими идеями.

Мы уже сегодня поддерживаем компании, которые станут лидерами в будущем. Например, в рамках глобальной инициативы EY Vantage Program, которая реализуется с 2005 года и является одновременно катализатором экономического роста и возможностью развития для наших топ-менеджеров, которые работают с предпринимателями в течение шести недель на общественных началах. Консультанты EY уже оказали помощь более чем 200 предпринимателям в странах Африки, Азии, Восточной Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки. Например, помогли начинающему арабскому медиа-стартапу Think Arabia создать прозрачную систему финансов, бюджетирования и отчетности, чтобы все будущие стратегические решения базировались на надежных данных.

Чему вас научил опыт менторства?

Мой опыт менторства показывает, что это полезно обеим сторонам. Помогая начинающим бизнесменам в принятии правильных решений, неизбежно анализируешь собственный опыт и часто находишь интересные возможности.

Чему малый и средний бизнес может научить крупный бизнес?

Предприниматели — люди, горящие своей идеей, желающие учиться и находить новые ниши. Зачастую они работают в условиях ограниченных ресурсов, которыми нужно умело распорядиться, чтобы выжить в непростых реалиях. Крупному бизнесу бывает полезно мыслить как стартап, особенно с учетом жесткой конкуренции и развития цифровых технологий будущего. Сегодня как никогда важна гибкость бизнес-моделей, открытость мышления, иначе можно проиграть более быстрым, инновационным компаниям.

Как вы видите адаптацию методов и моделей, которые используются в крупном бизнесе, для малого и среднего?

Преимущество крупного бизнеса — в его системности, эффективной организации процессов. Малый бизнес зачастую развивается стихийно, потому на определенном этапе роста начинают возникать сложности. Например, когда с самого начала была неправильно выстроена корпоративная структура и права на активы находятся у разных собственников, неправильно рассчитана долговая нагрузка и не хватает оборотных средств, отсутствует риск-менеджмент при угрозе непрерывности деятельности, нет системы обучения персонала и есть риск потери клиентов в случае ухода одного из ключевых сотрудников. Можно перечислять еще долго.

Начинающему бизнесу необходимо как минимум сделать SWOT-анализ, чтобы определить свои преимущества и недостатки, а также выявить риски и возможности развития. Нельзя обойтись без четкого бизнес-плана, который покажет, какова стоимость продукта, способы привлечения клиентов и продвижения на рынке. Продуманная кадровая политика поможет управлять человеческими ресурсами и повысить эффективность.

Какие трудности могут возникнуть в процессе реализации проекта?

Многие поначалу думают, что самое важное — найти хорошую нишу, придумать чудо-продукт и правильно выбрать момент. Естественно, вы должны понимать, чем ваш продукт будет выделяться — качеством, ценой, близостью к потребителю. Но также нужно понимать язык цифр: уметь просчитывать объем рынка, стоимость производства, количество сотрудников и точку безубыточности. Недостаточно просто придумать хорошую идею — ее нужно коммерчески обосновать и организовать воплощение.

Чем, помимо своей экспертизы, вы хотели бы поделиться с участниками?

Буду рад, если мой опыт консультирования поможет как можно большему количеству предпринимателей. Я работал на разных рынках — от США и Великобритании до Китая и Африки — и могу сказать, что возможности для развития бизнеса есть везде, даже в самых неблагополучных странах. Очень важна экосистема — возможность получать знания, обмениваться опытом и получать поддержку на старте. Поэтому я надеюсь, что этот проект вдохновит и поддержит предпринимателей, поможет им избежать распространенных ошибок.

Какой результат вы ожидаете по итогам реализации проекта?

В рамках упомянутой инициативы EY Vantage Program специалисты EY помогали предпринимателям в решении таких задач, как улучшение качества финансового управления и операционной эффективности, разработка новой стратегии роста, выявление налоговых рисков в случае экспансии на новые рынки и другие. Каковы результаты? В течение первых двух лет после консультирования средний годовой темп роста на этих предприятия составил почти 70%. Хотелось бы, чтобы по итогам реализации CEO4U участники могли воспользоваться полученными знаниями и сделать качественный рывок в своем деле.

Может ли МСБ конкурировать с крупным бизнесом? Каждый ли малый и средний бизнес должен становиться крупным?

Мы живем в эпоху подрывных инноваций, когда на смену многолетним лидерам рынка приходят новые технологичные компании, вчерашние стартапы. Они меняют правила игры, перекраивают рынки и становятся транснациональными корпорациями в течении нескольких лет. В то же время не каждый собственник кофейни ставит своей задачей открыть сеть в 70 странах. Хотя, если есть желание и упорство, почему бы и нет? У Starbucks ведь получилось.

Почему так важно развивать малый и средний бизнес?

У предпринимателей есть не только замечательные идеи, но и стремление их реализовать. Их инновационный подход и трудолюбие способствуют позитивным изменениям в экономической и социальной сферах — появлению новых продуктов на рынке, созданию дополнительных рабочих мест, повышению уровня благосостояния в стране. Хочется верить, что молодые люди, понимающие, что будущее зависит от их жизненной позиции, будут объединяться для улучшения бизнес-климата в стране.

Украине для экономического роста не хватает не только развитой инфраструктуры, прозрачных правил игры или верховенства права, необходима благоприятная среда для развития бизнеса, предпринимательская культура, которая стимулирует инновации. Мы должны учиться создавать добавленную стоимость, используя современные технологии — благо, талантливых и образованных людей в стране хватает.

Международные доноры это понимают и направляют существенные финансовые ресурсы на развитие МСБ в Украине. Они готовы поддерживать бизнес, который хочет работать прозрачно, расти и выходить на международные рынки.

Нарисуйте портрет "идеального предпринимателя". По каким критериям вы бы отбирали себе учеников-предпринимателей?

Успех бизнеса зависит не только от концепции, но и от организаторских качеств руководителя. Предприниматель должен уметь вести за собой людей, гореть своим делом. Он создает бизнес с нуля, а это требует высокой степени мотивации, ответственности и толерантности к рискам. Кроме того, необходим системный подход, готовность изучать и применять лучшие деловые практики, разбираться в финансовых показателях, чтобы построить устойчивую бизнес-модель. Умение перенимать чужой опыт и быстро учиться на своих ошибках также очень важно.

Если говорить об отборе проектов по отраслевому признаку, то мне интересно было бы поработать с проектами на стыке технологий и финансов, агро, ритейла, сферы услуг.