Сергей Черненко: малый бизнес — это про уникальность

Председатель правления ПУМБ Сергей Черненко рассказал проекту СЕО4U, почему опытом нужно делиться, чем отличаются СЕО малого и крупного бизнеса и когда основателю стоит уходить от управления компанией

Банкир с 20-летним опытом, СЕО ПУМБ Сергей Черненко начал карьеру в банке на должности специалиста по рискам, а в 2012 был назначен председателем правления банка.

Почему вы согласились участвовать в проекте CEO4U? Топ-менеджерам очень сложно выделить время.

Это интересный проект, в рамках которого есть возможность встретиться людям, с одной стороны, желающим помочь и поделиться чем-то, с другой — тем, у кого есть потребность в такой помощи, потребность учиться, перенимать опыт, развиваться.

Что касается времени — сегодня это достаточно дорогой ресурс. И то, куда человек его инвестирует, многое говорит о его жизненных приоритетах. Человек проходит разные этапы взросления. По моему мнению, личная зрелость характеризуется именно потребностью отдавать. За плечами уже накоплен опыт, которым можно делиться. Приходит понимание, что отдавая, ты не растрачиваешь себя, а получаешь взамен нечто больше — эмоции, знания, которые выходят за пределы твоего собственного опыта, интересные знакомства и т.д.

Был ли у вас опыт участия в подобных проектах, или возможно что-то подобное было у вас в компании?

В таких проектах я не участвовал. Но управление большой компанией — один непрерывный опыт менторства. Одна из ролей управленца — быть коучем/наставником для своих подчиненных. Его задача — помогать развиваться, поддерживать, делиться опытом, взращивать новое поколение лидеров. Поэтому я могу сказать, что мой опыт менторства — это опыт руководителя.

Был ли опыт прямой коммуникации с малым или средним бизнесом?

Такой опыт есть. Среди наших клиентов немало представителей малого и среднего бизнеса. Наш банк активно работает с предпринимателями. Поэтому для меня участие в проекте — это также возможность лучше понять своих клиентов, посмотреть на бизнес их глазами.

Поговорим о партнерстве малого и крупного бизнеса. Они конкуренты или партнеры? И возможна ли между ними конкуренция вообще? Ведь в Украине крупный и малый бизнес — это зачастую разные миры, которые играют по разным правилам и у которых не так уж много точек соприкосновения.

Это изначально неверная постановка вопроса. Нет такого понятия — мир крупного бизнеса, мир среднего или мир малого бизнеса. Это искусственные определения. Мы все варимся примерно в одной и той же бизнес-среде, мы связаны друг с другом, пересекаемся по деятельности разного рода и даже зависим друг от друга. Крупному и малому бизнесу приходится тесно взаимодействовать.

Что касается конкуренции — она возможна. Малый бизнес всегда будет выигрывать с точки зрения гибкости и быстроты принятия решений. Современный мир дает возможности необычайно быстро проходить этапы развития, которые раньше крупный бизнес преодолевал за многие годы и даже десятилетия. В этом смысле малый бизнес дает больше возможностей.

С другой стороны, у крупного бизнеса можно научиться выстраиванию более зрелых процессов, системности в подходах к управлению. По мере своего развития любая компания сталкивается с необходимостью структурных преобразований, осмысления корпоративной культуры и ценностных составляющих бизнеса. Опыт крупного бизнеса может помочь не повторить ошибки, которые зачастую возникают на разных этапах эволюции компании.

А чем бы вам хотелось в первую очередь поделиться с предпринимателем, который будет в этом проекте?

Я отталкиваюсь от того, чем я могу быть полезен как управленец и финансист. Здесь я могу выделить 2 направления. Первое — это стратегия развития бизнеса и все, что связано со структурными изменениями компании. Это выстраивание бизнес-процессов, кадровая политика, мотивация персонала, антикризисное управление и т.д. Во-вторых, это вещи, связанные с финансами — финансовое планирование, финанализ, эффективность использования заемных и собственных средств. Все то, что повышает финансовую эффективность компании.

При этом я осознаю, что в процессе могут возникнуть вопросы, на которые я не знаю ответ. В таком случае я могу гарантировать только одно — будут приложены все усилия, чтобы найти ответ на этот вопрос. Иначе теряется всякий смысл участия в этом проекте.

Каков в вашем представлении идеальный предприниматель, каким критериям он должен соответствовать? В целом, мы не говорим о какой-то конкретной стране.

Для меня идеальный предприниматель — это человек, который полностью несет ответственность за все, что он делает, не боящийся рисковать и отличающийся повышенной стрессоустойчивостью. Это зрелая, энергетически сильная личность. При этом обязательным условием успешного предпринимателя является способность мыслить нестандартно. Малый бизнес — это прежде всего про уникальность.

Как показывает практика, такие люди не обязательно грамотны с точки зрения знаний основ менеджмента или маркетинга. Здесь более важными являются такие качества, как способность постоянно учиться, нестандартно мыслить, а значит находить новые возможности и, конечно, много работать.

Есть ли какие-то черты, которые отличают СЕО малого и крупного бизнеса? Меняются ли какие-то особенности характера управленца по мере взросления бизнеса?

Безусловно, СЕО крупного бизнеса имеет другой профиль с точки зрения набора профессиональных качеств. В первую очередь это стратегическое видение — умение видеть общую картинку в долгосрочной перспективе, удержание ценностных характеристик компании. Также на его плечи ложится воспитание поколения новых лидеров внутри компании. И здесь мы снова возвращаемся к функции менторства.

Если говорить о малом бизнесе, то там роль руководителя несколько иная. Зачастую это человек с высокой личностной эффективностью, который сам делает многие вещи руками, полностью закрывает какой-то определенный фронт работ. Как правило, такие управленцы максимально погружены в операционную работу и соответственно сосредоточены на краткосрочных задачах. Но давайте будем честны — усидеть на двух стульях нельзя: если ты сосредоточен на решении проблем здесь и сейчас, то тебе достаточно сложно мыслить категориями долгосрочной стратегии. На определенном этапе развития бизнеса такой стиль управления становится преградой для роста компании. То есть, те качества, которые на начальном этапе послужили драйвером бизнеса — умение рисковать, предпринимательство — по мере роста компании становятся малоэффективными и даже разрушительными. Большая компания — это сложная структура, и она должна управляться процессами и процедурами, а не одним человеком в ручном режиме.

Что делать в таком случае? Привлекать управленца со стороны? Насколько человек, который управлял маленькой кофейней, сможет управлять большой сетью? Возможна ли для него такая трансформация?

Человек — уникальное существо, которое теоретически может быть чем и кем угодно. В данном случае речь идет лишь о его личностных качествах, талантах, потенциале развития. Я знаю примеры, когда СЕО эволюционировали вместе с компанией. Однако это далеко не закономерность. Важно понимать, что в Украине СЕО малого бизнеса чаще всего является собственником этого же бизнеса. Его бизнес — это его детище. Признать, что я не справляюсь с управлением и начинаю стопорить развитие собственной компании — для таких людей это серьезный вызов. В таком случае самым мудрым решением является привлечение внешнего СЕО и делегирование ему управленческих полномочий. На этом этапе собственник должен отойти в сторону и научится смотреть на свой бизнес глобально, не вмешиваясь в ежедневную операционку. Он должен оставаться носителем изначального смысла и ценностей своего бизнеса, а не заниматься бухгалтерией, ИТ или приготовлением кофе.

Существуют ли универсальные советы для бизнеса?

Если верить популярной бизнес-литературе, то существуют. Но всегда можно найти другую бизнес-литературу, которая опровергает эти универсальные принципы. На очередном этапе развития вы сталкиваетесь с определенной проблемой и начинается поиск решений. На самом деле, многие "проблемы роста" детально описаны, осмыслены и структурированы. Однако при этом важно помнить, что не существует набора правил, которые могут гарантировать 100%-ный успех.

Вы рассматриваете возможность дальнейшего партнерства после проекта?

Я надеюсь, что контакт будет очень продуктивным и личные отношения сохранятся. Ну а дальше — кто знает…