Совет омбудсмена против ГФС: как добиться справедливости, не потеряв годы в судах

Бизнесмен Руслан Косякин о том, почему бизнес-омбудсмен — это единственный эффективный орган досудебного рассмотрения споров с налоговиками
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В рамках совместного проекта Delo.UA, программы "Собственники" на Радио "Аристократы" и Совета бизнес-обмудсмена"Право на бизнес" мы поговорили с Русланом Косякиным, руководителем сервисного металлоцентра группы компаний Элвас, которая занимается поставками металла, рассказал о спорах компании с Фискальной службой и роли Совета омбудсмена в борьбе за права бизнеса.

Наша компания на рынке металлотрейдинга существует с 98-го года. Бизнес крупный, но низкомаржинальный. Мы периодически попадаем в конфликтные ситуации с органами налоговой службы, которые требуют налоговой отдачи, но не понимают, что при высокой стоимости входной продукции, добавленная стоимость перепродажи небольшая. Мы постоянно находимся под давлением со стороны органов ГФС. Мы в административных судах уже отменили решений сумму на 30 млн гривень. Это — часть того глобального давления на весь украинский бизнес, который происходит с начала 2012 года и не прекращается.

Я считаю, что начало гонений было связано с приходом к власти людей из донецкого региона. Налоговая служба стала более агрессивной, и при новой власти ничего не изменилось, во всяком случае, в Днепропетровске. Есть очень глобальная проблема — злоупотребление органами ГФС при выполнении договоров о признании электронных документов. Именно с ней мы и обращались к бизнес-омбудсмену.

Это административный договор, который заключается между местными органами ГФС и налогоплательщиком по месту регистрации и регулирует их взаимоотношения в процессе регистрации налоговых накладных. В типовом договоре указано, что он может разрываться в одностороннем порядке, только если плательщик изменил свое место регистрации или не предоставил сертификат своей электронной подписи. Мы обращались к омбудсмену в связи с тем, что в такой договор территориальными органами Днепропетровска (фактически всеми налоговыми инспекциями) вносились дополнительные условия для разрыва этого договора в одностороннем порядке — это отсутствие по месту нахождения, или любое другое нарушение законодательства со стороны налогоплательщиков. Это все делается на уровне начальников и их заместителей.

Все попытки заключить такой договор с нашими предприятиями не увенчались успехом — мы настояли на правильном варианте, и на момент обращения к бизнес-омбудсмену у нас проблем не было. Но к нам обращались наши клиенты, небольшие предприятия, с просьбой помочь, ведь позволить себе воевать с налоговой инспекцией могут крупные компании, у которых есть юристы высокого уровня. Это проблема 9 стана, когда не выходя из кабинетов сотрудники налоговой якобы искали и не находили предприятия по месту нахождения, разрывали в одностороннем порядке договора о признании электронной подписи и предприятие не могло работать.

Если предприятие работает, но не заносит проценты за регистрацию (негласно, по Киеву это 1,3% от дохода, слухи разные ходят), ему присваивается 9 стан. Предприятие останавливается, налоговые накладные проводить невозможно, в суд обращаться — долго, и даже если суд выиграть, это может занять не один год. В 2012 году эффективным было решение через прокуратуру, но на сегодняшний день у прокуратуры забрали надзор за такими нарушениями. И единственный эффективный орган досудебного рассмотрения жалоб — это совет бизнес-омбудсмена. Он вник в эту ситуацию, и активно принимает участие в том, чтобы злоупотребления прекратились.

Мы не заплатили ни одной гривны взятки при обжаловании налоговых решений в судах (на сумму около 30 млн грн). Я сам бывший сотрудник налоговой службы и рекомендую всем своим бывшим коллегам прекратить, хватит воевать. Хватит заниматься ерундой, хватит писать акты, которые в конечном итоге оказываются в мусорном ведре, хватит заниматься превышением своих служебных полномочий. Тогда мы сможем что-то изменить.
Какая бы ни была налоговая реформа, выполнять ее будут те же люди из ГФС. Если руководство ГФС будет выполнять требования законодательства — все будет работать. Это мое личное мнение.

Теневая экономика существует в любой стране, и это не всегда зло. Кода в стране упадок производства, "тень" может спасти всю экономику.

К этим проблемам нужно относиться очень осторожно, не рубить с плеча, и тем более, не пытаться побороть теневую экономику административным способом. Вопросы нужно задавать непосредственно отвечающим за эту область руководителям. Давайте облагать налогом теневой бизнес тогда, когда мы выйдем из кризиса.

Почему на сегодня очень важен институт бизнес-омбудсмена? С 1-го сентября 2015 года по инициативе премьер-министра были внесены изменения в законодательство и резко выросли ставки судебного сбора для бизнеса. Если раньше для обжалования налогового уведомления максимальная ставка судебного сбора составляла 4 минимальные заработные платы, на сегодняшний день нужно заплатить 1,5% без верхнего ограничения. То есть, если вам нарисовали штраф в 10 млн гривень, вам нужно заплатить 150 тыс только за доступ к правосудию. В условиях нереформированного ГФС это проблема. Судебный сбор в теории возвращается, но процедура непрозрачная, и существуют очень малые шансы получить деньги назад. Поэтому так важна роль бизнес-омбудсмена, особенно в эффективном досудебном обжаловании решений органов ГФС. На сегодняшний день, этот процесс обжалования крайне неэффективный — ГФС рассматривает жалобы на саму себя, и сама себя проверяет.

Нужен общественный контроль, аудит показателей работы, чтобы тот же совет омбудсмена имел право открыто посмотреть, кому не возместили НДС и на каком основании, насколько необходимо штамповать на ровном месте пачками решения, которые потом отменяются судами.