"Украинским предпринимателям стоит научиться легкости. Мы слишком основательные", — идеолог проекта "В поисках Made in Ukraine" Юлия Савостина

Об излишней основательности, не всегда уместной самостоятельности и правильной социальности украинских предпринимателей
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Столько украинских предпринимателей, сколько за почти два года работы над проектом "В поисках Made in Ukraine" видела его идейный вдохновитель Юлия Савостина, не видит, наверное, даже налоговая инспекция. Безусловно, многие из них делают успехи, но ошибок пока объективно больше. Уже скоро Юле предстоит оценить очередную порцию бизнес-успехов и бизнес-фейлов украинских компаний как члену жюри конкурса "The Venture" от CHIVAS REGAL. Пока же мы говорили с Юлей о наиболее часто встречающихся ошибках бизнесменов, исходя из ее опыта поиска made in Ukraine товаров, и путях исправления этих ошибок.

Как ты считаешь, в чем украинские производители проигрывают своим зарубежным коллегам, а в чем их сильная сторона?
Как ни странно, украинское производство проигрывает зарубежным коллегам своей основательностью и устарелостью. Я много езжу по украинским предприятиям и смотрю, как и что делается. Помимо устаревшего оборудования, меня удивляет и восхищает одновременно то, с какой основательностью делают продукцию наши производители. Если обувь — так чтобы не снашивалась 5 лет, если костюм — так чтобы все было прострочено по 2-3 раза в тех местах, где в Италии просто прихватывают одним стежком; если крой женского платья — так с подрезами-рюшами-вставками. Такая основательность и восхищает, и убивает одновременно. Потому что за рубежом так уже никто не делает. Простые лаконичные формы в обуви-мебели-одежде-посуде, игра цветов и фактур, быстро меняющиеся тренды. Все это пока украинскому производителю недоступно по непонятной мне причине.

При этом мы же еще и пытаемся изобретать моду. То есть не шить-делать какие-то базовые вещи, а именно изобретать что-то оригинальное и не всегда сделанное со вкусом. Ведь чтобы изобрести что-то действительно новое стоящее, надо этому учиться. Поэтому часто эта затея проваливается и становится неконкурентной. В общем, я бы пожелала быть немного легче, что ли. Замечу: к качеству это не имеет никакого отношения. Потому что футболки в H&M — таки да, качественные. И еще хотелось бы, чтобы мы быстрее реагировали на меняющийся мир. Тезис "мы уже 10 лет это продаем, моя мама так носила" — не работает. Огромнейшая компания Индетекс хвалится тем, что с момента попадания тренда на подиум до момента появления вещи в магазине Zara проходит не более 2-3 недель. А они — огромнейший мировой концерн. Скажите мне, что мешает быть такими же быстрыми маленьким цехам с 15 швеями в Украине? И не говорите, что у нас не такие уж следящие за модой жители. В Zara ведь кто-то все это раскупает :))

Какой стартап в Украине, с твоей точки зрения, легче всего запустить, и почему?
Легче всего запустить что-то связанное с едой. Во-первых, комплектующие недорогие, экспериментировать можно на собственной кухне. Во-вторых, всегда легко продать, как показывает мой опыт проведения ярмарок. Нужны только энтузиазм, хорошая продаваемая идея и правильно разработанный сайт. Ну и качество, конечно же. А вообще-то при выполнении этих условий украинский рынок примет любой стартап, так как пустых ниш уж больно много.

Будь ты инвестором, в какую сферу/компанию ты бы вложила деньги, и почему?
Тут я вообще неоригинальна. Я бы вложила в обувную фабрику Алины Качоровской. Все элементарно: у них спрос превышает предложение, высокие темпы роста компании, хороший ассортимент и, если честно, все достаточно прозрачно в управлении. А я не люблю рисковать. Возможно, в вина "Котнар" или в черкасский "Ватфарм". В общем, туда, где уверена в качестве продукции, грамотности менеджмента, его потребности и желанию учиться и развиваться. И, конечно, если вижу потенциал рынка для конкретного продукта, который выпускает эта компания.

Как ты думаешь, почему у нас социальная ответственность бизнеса часто воспринимается в лучшем случае как бездумная трата денег, а в худшем — просто как вранье и пустой пиар? И как можно было бы изменить это отношение?
Вот тут я буду говорить как бывший директор PR-агентства, которое сделало не один качественный проект соцответственности. Все элементарно — чтобы помогать (а КСО — это реальная помощь от реальной компании), нужно, чтобы к этому лежала душа. Потому что фраза "а давайте поможем каким-то детям на день Святого Николая" — она, конечно же, в основе своей хорошая. Но может плохо сочетаться с целями компании, ее репутацией, ее направлением деятельности, да и в конце-концов у владельца или топ-менеджера вообще может не лежать душа к такой помощи (простите за цинизм). Хороший КСО-проект — это проект, который будет сочетаться с миссией предприятия и от которого будут гореть глаза у всех сотрудников; очень важный фактор — он должен планироваться на длительный период (нельзя посадить 2 дерева или покрасить один раз стены и забыть), а также приносить РЕАЛЬНУЮ пользу.

То есть, надо понимать, что если вы хотите помогать какой-то творческой молодежи, то лучше сделать одну премию/грант, но внушительную по размеру, и запланировать ее выдачу минимум на 5 лет. Если вы красите стены в Охматдете, то надо планировать делать это и через 2 года, когда краска облупится/устареет/ее отковыряют дети. И идея должна быть настолько вдохновляющей, чтобы вашему PR-менеджеру не пришлось краснеть, разговаривая с прессой по телефону или рассылая неинтересные релизы. Хороший пример — премия Пинчука для студентов, которые занимаются искусством. Все очень логично, исходя из интересов самого Виктора Михайловича и деятельности компании. Из последних отличных примеров — идея отсылки посылок в зону АТО от "Новой Пошты".

Напомним, с 1 октября украинские предприниматели смогут принять участие в глобальном конкурсе "The Venture" от CHIVAS REGAL, поборовшись за грант в 1 миллион долларов.