Защити единорога: Почему стартапам нужно регистрировать свою интеллектуальную собственность

Пока стартап не имеет ничего кроме мечты, кажется, что нет особого смысла тратиться на регистрацию интеллектуальной собственности, что никто на этот стартап и торговую марку не позарится, что и эти несколько тысяч гривень лучше инвестировать в развитие самого стартапа... Такой подход может обернуться миллиардными убытками

Нынешнее время — эра стартапов. Чего стоит один феномен "единорогов" — стартапов, которые собирают миллиардные инвестиции! Существует множество инкубаторов и акселераторов, которые обучают, помогают найти инвесторов и сопровождают начинающих бизнесменов.

Конечно, успех одних предпринимателей вдохновляет других на открытие своего бизнеса и реализацию гениальной идеи.

И вот когда идея отшлифована, бизнес-стратегия разработана и душа полна энтузиазма — самое время найти ангела-инвестора.

Естественно, для инвесторов важно видеть потенциал и перспективность продукта. Потому еще Уоррен Баффет говорил, что не будет инвестировать в идею, если она не уникальна, если ее можно повторить. Вполне вероятна ситуация, когда стартапер долго работает над продуктом, доводя его до идеального состояния, потом долго ищет инвестора. А когда его находит, выясняется, что в "Укрпатенте" уже зарегистрировано устройство или технология, которая делает нецелесообразным продолжение работы над проектом в принципе.

Кроме того, инвестор обратит дополнительное внимание на стартап, в котором будет виден основательный подход, планирование на дальнюю перспективу в сочетании с разумной амбициозностью. Одним из показателей такого сочетания будет регистрация стартапом своей интеллектуальной собственности.

С чего начать регистрацию этой самой собственности? С изучения основ и норм защиты авторского права в Украине. Так, согласно украинскому законодательству, авторское право не распространяется на идеи, процессы, методы деятельности или математические концепции как таковые, а также на теории, принципы, процедуры, системы, способы и открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы.

То есть, нельзя запатентовать идею и творческие замыслы автора. Но можно запатентовать форму выражения произведения. Например, запатентовать идею чудодейственного лекарства от всех болезней нельзя. Но если такое средство у кого-то действительно получилось и он пришел к этому путем проведения экспериментов лечения, то можно защитить формулу этого средства, его состав и т.д.

Поэтому идею очень легко украсть. Чтобы обезопасить себя, многие стартаперы просят инвесторов подписать соглашение о неразглашении. Но данное соглашение защищает только от недобросовестного партнерства. Да и особого стремления воровать чужие идеи у инвесторов нет. У них другие цели. А вот от недобросовестных конкурентов нужно защищаться обязательно.

В том же законодательстве о защите интеллектуальной собственности указаны три обязательных критерия, которым должен соответствовать продукт, если автор хочет его запатентовать как техническое решение. Эти критерии — новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость. Если в продукте отсутствует изобретательский уровень, его регистрируют как полезную модель. Если используемые в стартапе алгоритмы, методы и процессы не имеют инновационной ценности, стартапер может подать заявку на получение авторского свидетельства. Что касается IT-стартапов, то мобильное приложение, исходный программный код сайта и базы данных могут быть защищены авторским свидетельством, но такие объекты нельзя запатентовать как изобретение или полезную модель.

Когда стартап определился с тем, что конкретно он будет регистрировать и патентовать, стоит самостоятельно или с помощью патентного поверенного проанализировать базу данных "Укрпатента". Важно, чтобы в ней не было ни заявок, ни тем более зарегистрированных аналогичных патентов или свидетельств на торговые марки.

Кстати, только в этом году базу заявок открыли для всеобщего пользования. Но чтобы эффективно ее проанализировать, нужно скрупулезно изучить довольно сложную инструкцию по использованию базы. Вариант повысить эффективность и сократить время на изучение этой базы — обращение за консультацией к специалисту — патентному поверенному. Кроме того, он квалифицировано определит, какие именно решения стартапа нужно защитить и какой способ охраны наиболее соответствует особенностям продукта.

Если нет никаких предпосылок для отказа "Укрпатентом" в регистрации, то откладывать в долгий ящик подачу заявки также не стоит. Во-первых, регистрация интеллектуальной собственности — довольно растянутый во времени процесс. Так, рассмотрение заявки на патентование изобретения занимает 1,5-2 года, полезной модели — 8-10 месяцев, промышленного образца — 12-18 месяцев, торговой марки — 1 год.

Во-вторых, нет гарантии, что завтра же кто-то другой не подаст заявку на регистрацию одноименной торговой марки или аналогичного интеллектуального продукта. Стоит вспомнить те нередкие в истории случаи, когда ученые на разных континентах, в нескольких разных странах практически в одночасье создали почти идентичный революционный продукт и потом пытались доказать всему миру свое авторство.

Некоторые предприниматели откладывают регистрацию интеллектуальной собственности, потому что существует стереотип, что это дорогостоящий процесс. Действительно, за границей это стоит очень дорого. В Украине же защита стартует с суммы 63,75 грн, что доступно любому стартаперу. Причем патентные поверенные Украины имеют право по Мадридской системе регистрировать торговую марку в 95 странах мира.

Пока стартапер не имеет ничего кроме мечты, кажется, что нет особого смысла тратиться на регистрацию, что никто на этот стартап и торговую марку не позарится, что и эти несколько тысяч гривень лучше инвестировать в развитие самого стартапа... А представьте, если этот стартап становится "единорогом"! "Единорогом", который рискует оказаться без права владения своей торговой маркой и интеллектуальной собственностью!