Как Минфин и НБУ планируют бороться с отмыванием теневых денег

pixabay.com
pixabay.com
В Минфине разработан законопроект о предотвращении легализации незаконных доходов. Будут ли найдены способы снизить долю теневых средств в экономике?

Минфин разработал законопроект о борьбе с отмыванием преступных доходов. Какие схемы сейчас применяются для легализации капиталов? И какое воздействие новый закон будет оказывать на бизнес?

Почему это важно

Минфин при участии НБУ, Госфинмониторинга и международных экспертов разработал законопроект, направленный на предотвращение легализации незаконных доходов. Текст документа опубликован на сайте Минфина.

Также ведомство работает над сближением украинского законодательства и норм ЕС, касающихся предотвращения использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма (директива 2015/849).

Как ожидается, совершенствование законодательства в сфере финмониторинга будет способствовать снижению теневого сектора в стране, а также повысит эффективность противодействия незаконному выводу капиталов из Украины.

При этом изменения законодательства о финмониторинге могут затронуть не только теневой сектор, но и бизнес в целом.

Для предпринимателей это может означать усиление контроля участников финансового рынка (банков, страховщиков, кредитных союзов, ломбардов и других финансовых учреждений).

Кроме того, расширяется круг лиц, которые будут обязаны сообщать в Госфинмониторинг о подозрительных финансовых операциях. Фактически все организации, предоставляющие финансовые, нотариальные и консалтинговые услуги будут обязаны сообщать о подозрительных операциях.

Если операции предприятия соответствуют определенным критериям финмониторинга, у правоохранительных органов появится основание предъявить подозрение в легализации теневых средств.

Поэтому предпринимателям и бизнесу во избежание неприятностей нужно знать об этих критериях.

Что меняется в новом законе?

Законопроектом предусматривается:

  • Размер финансовых операций, о которых банки, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны сообщать Госфинмониторингу, увеличивается до 300 тыс. грн (сейчас это 150 тыс.). Ожидается, что это заметно снизит количество операций для первичного контроля.
  • Расширение круга учреждений, которые обязаны информировать Госфинмониторинг о подозрительных операциях.
  • Улучшение механизма установления реальных собственников бизнеса (чтобы было понятно, это реальный или номинальный владелец). Для сбора информации будут привлекаться не только финучреждения, но и нотариусы, аудиторы, бухгалтеры, юристы, риэлторы, налоговые консультанты.
  • Новые правила контроля финансовых операций государственных лиц и чиновников, а также судей, прокуроров, депутатов парламента. И членов их семей. Контроль соответствия расходов их финансовому положению.
  • Усиление контроля над денежными переводами.
  • При денежных переводах платежные системы в обязательном порядке обязываются указывать информацию о плательщике и получателе платежа.

Законопроект также устанавливает единые правила для контроля финансовых операций. Сейчас мониторинг осуществляется на основании внутренних нормативов НБУ и Финмониторинга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сколько фальшивых денег в банковской системе Украины

По каким признакам мониторят сейчас

В Национальном банке могут предъявить подозрение в легализации преступных доходов в следующих случаях:

  • Проведение финансовых операций, которые не имеют экономического смысла.
  • Операции, которые по своей сути могут быть связаны с выводом капиталов или легализацией криминальных доходов.
  • Финансовые операции с использованием утраченных, похищенных, поддельных документов.
  • Операции, которые идут в разрез с законодательством Украины по вопросам финансового мониторинга.
  • Финансовые операции публичных деятелей или связанных с ними лиц на суму, превышающую их реальные финансовые возможности.
  • Предоставление Нацбанку недостоверной информации или отчетности.В департаменте финмониторинга

В НБУ обращают внимание, что при проведении сомнительных финопераций активно используются электронные кошельки, банковские и телефонные карты.

Также отмечается, что большинство схем легализации проходит с участием физлиц. "При проведении незаконных финансовых операций юридические лица часто привлекают рядовых граждан", — прокомментировали в финмониторинге НБУ.

В свою очередь, в Госфинмониторинге, который подконтрольный Минфину, действует свой утвержденный порядок для борьбы со схемами отмывания доходов (приказ №186), в который включено и противодействие незаконным схемам перевода безналичных средств в наличные.

Признаки компаний, которые могут заниматься легализацией теневых средств: 

  • Регистрация предприятия на подставных лиц. Либо когда один человек единолично является учредителем, руководителем и бухгалтером предприятия.
  • Частая смена учредителей, собственников, руководителей предприятия.
  • Небольшой уставный капитал компании.
  • Офисы субъектов хозяйствования зарегистрированы по месту массовой регистрации предприятий. Либо если оба участника операции зарегистрированы по одному адресу.
  • Когда предприятие показывает минимальные доходы. Либо при больших доходах платит минимальные налоги.

Чтобы лучше контролировать ситуацию в нефинансовом секторе, в Госфинмониторинге рассчитывают на сотрудничество с нотариусами. Для этого в марте этого года между Госфинмониторингом и Нотариальной палатой подписано соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия легализации криминальных доходов. Таким образом, нотариальная система вскоре может стать одним из важных источников информации для фискальных служб.

Кого сейчас можно обвинить в отмывании денег

По мнению управляющего партнера юридической компании Lazarev Partners Максима Лазарева, на практике доказать факт отмывания средств достаточно сложно.

"Следственным органам далеко не всегда удается собрать необходимые доказательства, в которые поверит суд. Фактически любое предприятие, которое использует электронный кошелек, или сотрудничает с компаниями, имеющими признаки фиктивности, могут обвинить в легализации незаконных доходов", — считает адвокат.

"Ну и остается опасность того, что со стороны силовых и контролирующих структур будет продолжаться давление на бизнес под видом борьбы c легализацией незаконных средств", — продолжает он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: САП приобщит к делу ПриватБанка заключение Kroll

Можно ожидать, что с принятием нового закона госконтроль над проведением финопераций усилится. При этом правоохранительные органы в рамках противодействия легализации незаконных средств получат больше инструментов и возможностей.