Какие украинские компании смогут заработать на зоне свободной торговли с Канадой

Украинские предприниматели пока очень мало экспортируют в Канаду. Потому не стоит ожидать, что договор о зоне свободной торговли принесет нашей экономике быстрые и существенные бонусы. Delo.UA анализировало, какой украинский бизнес получит самую большую выгоду от свободного доступа к канадскому рынку

В июле прошлого года Украина весьма торжественно подписала Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Канадой. Президент Петр Порошенко тогда даже заявлял, что договор вступит в действие немедленно. Тем не менее, ратифицировать документ обеим сторонам удалось лишь спустя девять месяцев.

Сейчас же украинских предпринимателей от свободной торговли с Канадой отделяют всего три подписи — спикера Верховной Рады Андрея Парубия, президента Порошенко и генерал-губернатора Канады Девида Ллойда Джонстона.

Что предусматривает ЗСТ с Канадой?

После вступления в силу договора с Канадой украинский бизнес сможет продавать многие товары без уплаты пошлин.

По некоторым категориям, которые Украина активно экспортирует, — птица, молочные продукты, яйца, сахар, сыры, — соглашение предусматривает тарифные квоты. Другие же товары сразу можно будет продавать в Канаду без пошлин. И лишь только легковые авто можно будет экспортировать с нулевой ставкой через семь лет.

В Украину канадские предприниматели сразу же без уплаты пошлин смогут ввозить вино с пивом, шоколад и кондитерские изделия, соки и воду, хлеб и зерновые, рыбу с морепродуктами, арахис и семена, изделия из железа и стали, текстиль, электроаппаратуру и оборудование.

Для остальных канадских товаров соглашение предполагает переходный период. В течение 3-7 лет ставка пошлины будет снижена для говядины, баранины, муки, орехов, круп, растительного масла, свинины, птицы, молока, а также стройматериалов, промоборудования, электроаппаратуры и автомобилей.

Получит ли Украина выгоду?

Отечественные производители получат льготный доступ к широкому рынку сбыта. Отмена пошлин позволит предпринимателям снизить цену своей продукции, а потому товар станет более конкурентным. Да и потребители в Канаде более платежеспособны, чем во многих странах, куда Украина активно экспортирует. А это, безусловно, выгодно для бизнеса. Но…

На сегодняшний день украинский бизнес очень мало экспортирует в Канаду. Например, в прошлом году объем продаж составил $28,89 млн при общем экспорте $36,36 млрд. За украинские услуги канадцы заплатили еще $70,96 млн. Эти цифры не дают оснований рассчитывать на то, что в ближайшие годы договор принесет отечественной экономике существенные бонусы.

Согласно оценке Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, в течение первых пяти лет Соглашение незначительно повлияет на реальный ВВП Украины, который должен вырасти приблизительно на 0,00006% или $85 тыс. Экспорт в Канаду, согласно оценкам, должен увеличиться несущественно — на $6,99 млн. Больше всего вырастут продажи транспортного оборудования, одежды и химической продукции. Кроме того, Украина сократит экспорт в другие страны, ведь благодаря снижению тарифных барьеров произойдет частичная переориентация торговых потоков. Потому ожидается, что общий экспорт Украины увеличится несущественно — на $2,7 млн.

Незначительно должно вырасти внутреннее производство продукции сельского и лесного хозяйства, легкой, пищевой и химической промышленности, а также машиностроение. Другие же сектора, согласно оценкам, немного сократятся из-за увеличения импорта из Канады. В частности, производство железа и стали, а также добыча полезных ископаемых.

Кроме того, от ЗСТ, по данным Минэкономики, потеряет украинский бюджет. Из-за отмены ввозных пошлин еще в первый год доходы сократятся на $1,2 млн. Но эти потери должны компенсироваться за счет НДС и притока прямых иностранных инвестиций.

Кто может заработать на ЗСТ?

Согласно оценке Офиса продвижения экспорта, Украина может наращивать в Канаду продажи проводов, агломерированных руд и железных концентратов, оксида алюминия, карбамида, продукции из углеродистой стали, некоторой сельхоз и пищевой продукции и древесины.

[graph_996]

Многие из этих товаров производят и экспортируют украинские крупные компании.

Малый и средний бизнес нашей страны потенциально может заработать, продавая Канаде, в частности, одежду и обувь, керамическую плитку, шоколад и кондитерские изделия, холодильное оборудование и другую технику, насосы с компрессорами, мебель и ИТ-услуги. Об этом свидетельствует предварительный анализ Канадско-украинского проекта по поддержке торговли и инвестиций CUTIS, который планирует системно поддерживать экспорт пяти приоритетных групп товаров и услуг из Украины в Канаду. "При этом возможный спрос не ограничивается тем, что мы уже продавали Канаде", — обращает внимание Максим Борода, старший эксперт по вопросам анализа торговли и инвестиций CUTIS.

[graph_997]

Что нужно учитывать экспортерам?

Канадские потребители очень требовательны, и, как любая развитая страна, Канада беспокоится о качестве и безопасности товаров на своем рынке. Потому первым делом предпринимателю следует обратиться к партнеру в Канаде и попросить предоставить все требования к импортированному товару, говорит Александра Бровко, старший эксперт CUTIS по вопросам торговой и инвестиционной политики. Она отмечает, что в Канаде ответственность за соблюдение всех требований при таможенном оформлении лежит именно на импортере, а не на производителе из Украины.

Есть также ряд необязательных требований, так называемых, частных стандартов. Речь идет о социальной ответственности, недискриминационных политиках бизнеса и экологической сознательности.

"Например, некоторые сети супермаркетов в Канаде могут потребовать от своих партнеров-поставщиков в будущем провести аудит корпоративной социальной ответственности", — поясняет Галина Мещерякова, эксперт CUTIS по вопросам гендерного равенства. По ее словам, канадским компаниям важно, чтобы украинские партнеры соблюдали требования о недискриминации, обеспечивали равную зарплату для мужчин и женщин, а также хорошие условия труда.

"Одним из факторов, которые могут удерживать украинский бизнес от движения в сторону Канады, является логистика. Предприниматели привыкли экспортировать в Россию и другие страны СНГ, — говорит Александра Бровко. — Канада же довольно далеко, а если товар низкомаржинальный, то неграмотно спланированная логистика может повлиять на конкурентоспособность товара на канадском рынке".

Тем не менее, основатель украинской мастерской Three Snails Елена Вечканова говорит, что исходя из ее опыта, доставка из Украины в Канаду или США обойдется приблизительно на 15% дешевле, чем, например, из Италии.

В любом случае при экспорте будут возникать нюансы, которых компания не смогла предвидеть, говорят предприниматели. Директор украинской компании по производству одежды Татьяна Абрамова рассказывает, что выходя на рынок Литвы, она не торопилась зарегистрировать в Европе товарный знак "Рито", а сейчас "воюет" с японцами за право его использовать.

"В ближайшее время мы отправим в Канаду первые 80-100 единиц своей продукции. И приступая к работе там, продумываем такие моменты заранее", — говорит Абрамова. По ее словам, предпринимателям при экспорте в Канаду стоит учитывать специфические местные особенности. К примеру, что маркировка товара должна быть на двух языках — английском и французском, или что канадские бизнесмены могут выдвинуть условие проведения расчетов только в канадской валюте.