Луценко пояснил депутатам, почему ОПГ Януковича не удастся вернуть конфискованные деньги

Луценко пояснил депутатам, почему ОПГ Януковича не удастся вернуть конфискованные деньги
Юрий Луценко рассказал народным депутатам, как команда Кулика грамотно конфисковала $1,5 млрд Януковича

Сегодня генпрокурор Юрий Луценко прокомментировал членам парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны решение Краматорского суда по конфискации средств Януковича.

  1. Кулик довел дело до логического конца

Юрий Луценко считает, что первоначально следствие по Сергею Арбузову и арестованным деньгам Януковича пошло по неправильному пути. "Суд может легко снять статью "особо тяжелое" (превышение служебных полномочий) на "среднее тяжелое" (небрежность), что привело бы к снятию ареста со всех средств", — посетовал Генпрокурор.

Осознав это, Луценко сделал дисциплинарные и кадровые выводы, а дело по $1,5 млрд было передано в международное управление под руководство Константина Кулика.

После этого появились 30 судебных приговоров, по которым осуждено 30 участников преступной схемы хищения и отмывания денег. "От руководителей маленьких предприятий, через которые начинался путь отмывания денег, до первого заместителя министра экономики. Все они осуждены и признаны членами объединенной преступной группировки во главе с Януковичем, которые нанесли убытки государству в размере $1,5 млрд", — заявил Луценко.

В этих решениях судов установлено 500 отечественных и иностранных компаний, которые участвовали в хищении и отмывании средств.

  1. По роли ICU в отмывании денег еще идет экспертиза

Отмытые деньги поступали в украинские банки, в Ощадбанке была самая крупная сумма. После этого брокер ICU оформлял перевод денег в ценные бумаги. Брокерская деятельность нужна для того, чтобы не было фейковых соглашений, отметил Генпрокурор.

"Одна из спекуляций звучит о том, что Луценко не хочет обращать внимание на роль ICU "в преступном выводе средств Януковича". Это также радикальная ложь. ICU ничего не оформляла по выводу средств, они даже не оформляли ввод средств. Они только оформляли покупку за средства, размещенные на счетах в Ощадбанке и др., в эмитированные государством ценные бумаги", — пояснил Луценко свою позицию по претензиям к компании, которую возглавляла Валерия Гонтарева.

При этом Генпрокурор заверил, что прокуроры изучали роль ICU и банковских учреждений в покупке ценных бумаг.

Еще до выхода материалов в Al Jazeera следователи допросили сотрудников Нацбанка, Ощадбанка и ICU и получили ответ.

После этого весной прошлого года мы заказали проверку действий ICU со стороны уполномоченного органа государственной власти — Государственная комиссия по ценным бумагам. Результат проверки — в действиях брокера нет нарушений действующего законодательства.

Но следствие на этом не остановилось и направило результаты проверки экспертам.

"Мы ожидаем ответ экспертизы и по ее результатам будет принято решение: или закрытие эпизода относительно ответственности представителей банков и брокерской компании ICU, или предъявление им подозрения", — проинформировал Луценко.

  1. Конфискованные деньги уже не заберут у государства

В результате финальных следственных действий группы во главе с Куликом Краматорский суд получил материалы соглашения со следствием одного из членов ОПГ Януковича.

"Краматорский суд, базируясь на предыдущих 30 решениях.., принял решение о спецконфискации активов в долларовом, гривневом эквиваленте, а также в форме ОВГЗ, в собственность Украинского государства", — рассказала Луценко.

Он представил документ от Госказначейства за 15 января 2018, в котором говорится, что "28 апреля 2017 года на валютный счет в АО "Ощадбанк" зачислены средства в сумме $1 млрд 117 млн 273 тыс. 659,73 с назначением платежа "перечисление средств на исполнение приговора Краматорского суда Донецкой области по делу …".

С этих средств, по словам Генпрокурора, Госпогранслужба уже получила 700 млн грн, Нацгвардия — 900 млн, Нацполиция — почти 1,5 млрд, а Минобороны за эти деньги получило сотни ракетных комплексов.

"Поставить под сомнение правильность такого решения — забрать средства у преступников, вернуть государству для обороны — может только враг или его соратник", — ответил Луценко критикам.

При этом он добавил, что вернуть конфискованные деньги уже не удастся — действующее законодательство предусматривает, что вопросы по соглашениям со следствием рассматриваются только в составе прокурора и адвоката.

Таким образом представители оффшорных компаний никак не могут участвовать в отмене таких решений. Поэтому они будут пытаться отменить решение Краматорского суда через международные суды.

Кроме этого Луценко отметил, что после обысков НАБУ банки при оформлении спецконфискации просят предписание исполнительной службы. Премьер-министр и министр юстиции уже заверили Генпрокурора, что необходимые документы от исполнителей будут в ближайшее время.

В конце Генпрокурор заверил, что в этом году будет проведена спецконфискация еще на 3 млрд грн. "Как, где и когда — я не будут разглашать в интересах следствия", — предупредил Луценко.