Минский протокол: дипломатический прорыв Киева или легализация ДНР и ЛНР?

Оценки Минского протокола разнятся кардинально: одни утверждают, что Киев легализировал ДНР/ЛНР, другие считают, что Донбасс зафиксирован, как территория Украины. Дискуссии возникают по каждому из 12 пунктов протокола

7 сентября стали известны пункты протокола, подписанного в Минске представителями ОБСЕ, России и Украины, а также "руководителями ДНР и ЛНР. Основной пункт документа — прекращение огня на Донбассе. Хотя это требование уже фактически не исполняется. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер вчера заявил, что инциденты в Донбассе после достижения договоренности о прекращении огня демонстрируют ее "хрупкость". При этом некоторые эксперты и политики все еще надеются на исполнение протокола в целом. Но все сходятся в том, что перемирие Украине нужно.

Сергей ТОЛСТОВ, директор Института политического анализа и международных исследований:

Подписывая это соглашение, Киев пошел на серьезные политические уступки. Фактически лидеры ДНР/ЛНР признаны в качестве субъектов урегулирования (их подписи стоят в протоколе), несмотря на то, что в законах, принятых Верховной Радой ДНР и ЛНР и определены как "террористические организации".

Минский протокол предполагает признание Украиной "особого статуса" Донецкой и Луганской областей, или, по крайней мере, их отдельных районов, как это должно быть предусмотрено в Законе об особом статусе этих территорий ("О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей"). Этот закон должен быть принят Верховной Радой, что создаст существенное внутриполитическое напряжение. По сути это означает наделение ДНР и ЛНР определенным административным статусом, то есть их частичную правовую легализацию. С точки зрения ряда политических сил, включая формирующие правительство "Батькивщину" и "Свободу", это явно выглядит неприемлемым. С другой стороны, если такой закон парламентом принят не будет, власти ДНР и ЛНР будут решать вопросы организации внутреннего управления по собственному усмотрению.

Также закон об особом статусе предусматривает децентрализацию власти. Исходя из этого, на не контролируемой Киевом территории Донецкой и Луганской областей могут быть созданы собственные органы местного самоуправления, которые будут представлять сепаратистов и выступать от их имени.

И самое важное: протокол не упоминает о присутствии на Донбассе российских войск и требования их вывода из Украины. Вместо этого говорится о необходимости вывода незаконных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины. Поскольку РФ не признает пребывания ее войск на украинской территории, о выполнении Россией этого пункта протокола говорить не приходится.

К тому же мониторинг и контроль миссии ОБСЕ на российско-украинской государственной границе будут зависеть от того, насколько и в какой мере это разрешат российские власти. Поскольку Украина не контролирует огромный отрезок границы, полагаться на твердое соблюдение соглашения со стороны РФ глупо и наивно.

Как результат, в новых условиях лидеры ДНР/ЛНР получают частичное политическое признание (в форме участников процесса урегулирования и представителей территорий, имеющих "особый статус"). Такое признание, и, тем более, их участие на местных выборах на контролируемых ДНР/ЛНР территориях (!), позволит им обеспечить политическую легализацию, включая создание собственного управленческого аппарата.

Более того — проведение таких выборов откроет возможность установления прямого контроля руководства ДНР/ЛНР над коммунальным хозяйством, торговлей, транспортной и энергетической инфраструктурой контролируемых территорий.

Александр ЧАЛЫЙ, бывший первый заместитель министра иностранных дел (2003-2004):

Этот протокол фактически приостановил огонь и это безупречно позитивный шаг вперед, который дает шанс на мирное урегулирование ситуации.

Сразу отмечу, что в преамбуле протокола указано, что его подписали представители Украины, ОБСЕ и России. А подписи представителей ДНР и ЛНР зафиксированы как подписи представителей Украины. По крайней мере, они не являются представителями России или ОБСЕ. Это очень важный момент документа, который показывает, что территории на Донбассе являются частью Украины. То есть этот документ фиксирует наш суверенитет и существующую линию государственной границы между РФ и Украиной.

Безусловно, в этом протоколе есть компромиссные позиции. Некоторые толкования будут в процессе переговоров определяться, согласно балансу сил в регионе.

Правительство и президент четко обозначил курс на децентрализацию, правда, не до конца понятны элементы этого процесса, поэтому я не фокусировался бы на проблемах того, что само упоминание об особенном статусе ДНР/ЛНР — это априори что-то плохое.

Как специалиста международного права, меня не пугает ситуация, когда какая-нибудь территория единой Украины имеет определенную специфику с точки зрения конституционного права. Эта практика очень широко распространена в мире и хочу заверить, что реальное единство государство определяется не юридическими формулировками, а желанием народа, живущим на определенной территории, жить в единой семье. А если для этого нужна адаптация тех или иных формулировок, то политические силы должны на это идти. Если же они будут запаздывать с этим, то это может привести к реальной угрозе распада государства.

Сегодня Украина оказалась на грани геополитического коллапса, поэтому та тенденция, которая была зафиксирована в Минске, и протокол, зафиксировавший прекращение огня, — это шаг в правильном направлении. И сейчас все усилия нужно направить на прекращение огня, и потом делать следующие шаги по мирному урегулированию ситуации на востоке страны. Что удастся реализовать — покажет время. Это будет зависеть не только от Украины, но и от России, США, Евросоюза. Поэтому факторов, влияющих на реализацию Минского протокола, много.

Главным достижением этого документа станет то, что нам удастся на долгосрочной основе обеспечить такую ситуацию, при которой все разногласия по востоку Украины мы будем решать мирными средствами. И большинство экспертов считали, что нам не удастся достичь данного соглашения в пятницу. Сегодня же нужно направить все усилия на то, чтобы максимально обеспечить исполнение Минского протокола. Я призываю сконцентрироваться на использовании договоренностей, а не пугать себя тем, что там есть что-то, мешающее реализации.