Мир в 2011: Какой будет внешняя политика Евросоюза

Европейский союз будет более осторожным игроком на мировой сцене. Мировая экономика cтанет главным приоритетом, особенно в рамках G20

Историки будут смотреть на период, в котором мы живем, как на переход из экономической фазы глобализации в политическую фазу. Экономическая глобализация проходила очень быстрыми темпами после событий 1989 года, положивших конец коммунизму. Объединенная Европа и Запад с гордостью наблюдали за тем, как мировое сообщество перенимало их стиль жизни. Число демократических государств росло. Глобальная торговля и технологии подняли сотни миллионов людей из бедности в различных уголках мира. Теперь этот этап закончен.

Сейчас экономическая мощь развивающихся стран кристаллизуется в политическую силу. И это неудивительно. Связь между деньгами и властью стара, как сами деньги, а кризис доверия лишь ускорил этот процесс. Создание G20 — инициативы Европы — на пике кризиса было явным знаком того, что развивающиеся экономики уже нельзя держать за пределами решения ключевых вопросов.

В результате Европа и другие крупнейшие игроки начинают играть по новым правилам. Развитые демократии уже не обладают монопольным правом влиять на состояние дел в мире. Страны, которые раньше все называли развивающимися, уже сформировали свои взгляды и интересы на мировой арене. Я считаю, что этот сдвиг во власти должен сочетаться со сдвигом в глобальных сферах ответственности. Именно это и будет ключевым вопросом 2011 года.

Задачей Европы будет адаптация к этим новым правилам и реальности. Отправная точка выглядит благоприятной. ЕС завидуют из-за его политической стабильности и безопасности, его социальной системы и качества жизни. Население Евросоюза составляет 500 млн. человек, которые являются одними из самых образованных и квалифицированных в мире.

Несмотря на то что это лишь 7% населения мира, ЕС создает почти 22% мирового ВВП. Вместе мы являемся крупнейшей бизнес-силой, большей, чем Соединенные Штаты, Китай или Япония.

Экономическая мощь — необходимое условие для обеспечения решающего политического голоса, но одной ее недостаточно. Именно поэтому в рамках Лиссабонского соглашения, которое вступило в силу в декабре 2009 года, были созданы новые инструменты и должности (включая мою собственную). Всего за год новая структура изменила работу ЕС, в том числе значительнее всего — в сфере экономики. Примером служит политическая решимость, с которой мы защищали евро.

Евросоюз намерен использовать свой потенциал и во внешних отношениях. На мировой арене мы заслужили репутацию отличных ораторов на тему высоких принципов. Теперь мы будем сфокусированы также и на поиске взаимной выгоды. В 2011 году мы пересмотрим свои отношения с такими стратегическими партнерами, как США, Канада, Россия, Китай, Япония, Индия и Бразилия.

Мы продолжим защищать свои ценности не нравоучениями, но твердой позицией. Речь идет не только о правах человека и демократии, но также и о климате. После Копенгагенского саммита по вопросам изменения климата больше всех в проигрыше оказался сам климат.

Планируя европейскую мощь

На саммите G20 в 2011 году во Франции мы будем активно участвовать в обсуждении международного экономического порядка и валютных курсов. ЕС также будет настаивать на проведении международных торговых переговоров. Амбициозное соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, которое вступает в силу 1 июля 2011 года, продолжит путь дальнейшей интеграции с экономиками Азии.

1 января 2011 года у ЕС будут солдаты, полицейские и судьи, объединенные в 12 военных и гражданских групп по управлению кризисными ситуациями на трех континентах, включая Афганистан, Сомали и Грузию. В 2011 году Евросоюз обязательно покажет в этой сфере, так же, как и во всех остальных, что его новая структура стала более эффективной в одном важном политическом аспекте — способности реагировать на непредвиденные ситуации.

«Глобализация вступает в политическую фазу, — отмечает Герман Ван Ромпей, президент Европейского совета. — И Европейский союз к этому готов».

Герман Ван Ромпей, президент Европейского совета

Эта статья напечатана в проекте всемирно известного журнала The Economist с украинским еженедельником «Инвестгазета» – «Мир в 2011».

«Мир в 2011» стал особым – юбилейным 25-м номером издания. Для «Инвестгазеты» данный проект с The Economist – уже третий по счету.

Что будет с миром в 2011-м? Ответы на этот вопрос читателям журнала дают госсекретарь США, премьер-министры Великобритании и Австралии, главы компаний Goldman Sachs Asset Management и GlaxoSmithKline и многие другие известные личности.

Как и в предыдущие годы, часть материалов журнала «Мир в 2011» отведена под прогнозы развития Украины от отечественных лидеров бизнеса и видных общественных деятелей. В этом году колумнистами журнала стали бизнесмен Дмитрий Фирташ, писатель Юрий Андрухович, а также несколько глав крупных компаний.