Многоукладность или украинизация: какое будущее у Донбасса?

Эксперты и общественники продолжают спорить, какую национальную политику вести на востоке Украины после окончания вооруженной фазы конфликта. За очередным круглым столом наблюдал корреспондент Delo.UA Алексей Барановский
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На дискуссионном мероприятии, организованном в Киеве луганским общественно-политическим деятелем Сергеем Шаховым и политологом Вадимом Карасевым, доминировали представители лагеря принудительной украинизации Восточной Украины.

"Все это время Донбасс был "недо-Украиной". Стоит задача, чтобы Донбасс был украинским, а не просто территорией Украины. Можно сказать, нужна украинизация Донбасса", — заявил в качестве аперитива Карасев.

Более радикально эту тему озвучил представитель луганского Евромайдана Дмитрий Снегирев, который в ходе заседания настаивал, что в Луганской области нельзя проводить никакие выборы, "пока не будет выкорчевана ефремовщина". Он даже употребил словосочетание "программа дерусификации", а тем, кому это не нравится, было предложено "чемодан, вокзал, Россия". Впрочем, такая позиция Снегирева становится более понятной, если вспомнить, что он в прошлом был членом партии "Свобода", но и ее пару лет назад покинул со скандалом.

Шахов относительно проблемы "дерусификации" высказывался более взвешенно, он предложил украиноязычие на Донбассе "сделать модой". Его умеренная позиция вероятно продиктована еще и тем, что совсем недавно он оплачивал самолет для эвакуации из Киева луганского "Беркута", противостоявшего в столице Революции достоинства. Правда, вскоре депутат стахановского горсовета Шахов, которого СМИ в июле пророчили на пост луганского губернатора, переориентировался и предложил свои расценки за "зеленых человечков" и сданное оружие.

Политолог Владимир Цыбулько высказал мнение, что после развала Советского Союза "красные директора" донбасской промышленности выбрали "путь субэтноса в составе Украины" по рациональным соображениям, так как полагали, что особый статус русскоязычных регионов поможет им выбивать из Киева больше финансирования и привилегий.

Наконец, другой луганский евромайдановец Григорий Пригеба сорвал аплодисменты зала, когда поведал, что он единственный, кто "дал в морду" Арсену Клинчаеву, "спокойно разгуливающему в Киеве" (Арсен Клинчаев — депутат Луганского облсовета от Партии регионов, известен тем, что после убийства демонстрантов на улице Грушевского в Киеве заявил, что их убили правильно, но мало, — прим.) Впрочем, господин Пригеба в своем выступлении сконцентрировался на критике кадровых назначений Киева в Луганской области, в первую очередь имея в виду руководителей силовых ведомств и и.о. губернатора Ирину Веригину.

"Никаких гуманитарных коридоров для эвакуации людей назначенные власти не делают, люди спасаются сами как могут. Разбомбили психбольницу — Веригина начала кого-то вывозить оттуда, да это давно нужно было все сделать", — сокрушался луганский активист.

Ближе к концу заседания, когда телекамеры уже покинули аудиторию, маятник дискуссии пошел в обратную от стартовых выступлений сторону. Так, волонтер из Луцка Юлия Вусенко рассказала, что в Западной Украине "присутствует паранойя" относительно русскоязычных жителей страны. "У нас женщину выгнали из маршрутки за русский язык, а ее муж тем временем в военкомате обследование проходил для отправления в зону АТО, а она сама как волонтер помощь собирает для украинской армии", — пожаловалась Вусенко.

Политтехнолог Виталий Бала заявил, что задача украинской власти — создать для всех регионов в стране "равные возможности". По его убеждению, "нужна не украинизация Донбасса, а его патриотизация".

Продолжая эту тему, представитель клуба предпринимателей Донбасса с места заявил, что "не надо меня украинизировать — я русский, но хочу жить в Украине по украинским законам и приносить пользу нашему общему дому".

А философ и культуролог Алексей Панич настаивал, что нельзя ставить вопрос так: "Украинец — это вышиванка, Шевченко, украинский язык, а если нет — то ты недоукраинец. Русский компонент украинской идентичности не только укрепляет украинскую политическую нацию, но и выбивает почву из-под ног у Путина и других желающих поспекулировать на теме защиты прав русских в Украине".

Экономист Андрей Новак, в свою очередь, заявил, что лучший способ побороть социальное неблагополучие Донбасса, это "вынуть шахтеров из-под земли и дать им работу на земле", имея в виду давно назревшую необходимость закрыть убыточные государственные шахты, обеспечив людей рабочими местами на других производствах.

Кроме того, Новак настаивает на "новой экономической географии Украины", предлагая не останавливаться на децентрализации власти и пойти дальше — провести административное дробление Донецкой и Луганской областей, "чтобы там слишком много власти не концентрировалось в одних руках".