Налоговый компромисс получит еще один шанс в парламенте

В Раде зарегистрирован законопроект о налоговом соглашении, который позволит налогоплательщикам очистить совесть всего за 5% от суммы заниженного налогового обязательства
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Депутаты возвращают в парламент законопроект о налоговом компромиссе, который был отклонен на прошлой неделе. Законопроект №5043 "О внесении изменений в Налоговый кодекс" (относительно создания возможностей для налогового соглашения) был зарегистрирован в Верховной Раде в понедельник.

Законопроект, согласно пояснительной записке, призван помочь бизнесу, который при прошлом режиме вынужден был идти на налоговые нарушения, так как в стране поощрялась коррупция и все средние и крупные предприятия использовали различные "схемы", идеологами которых были представители власти.

"Мы предлагаем сделать это через механизм налогового соглашения. В частности, предприятия, которые вынуждены были пользоваться "площадками" или "налоговыми ямами" в период до 1 апреля 2014 года, получат возможность оплатить 5% от суммы заниженного налогового обязательства, после чего остальные 95% такой суммы будут считаться погашенными. То есть, бизнес и власть подписывают мировое соглашение, в результате которого государство получает дополнительные средства в бюджет, а предприятия переходят в легальное поле и освобождаются от давления налоговиков", — рассказывает один из соавторов законопроекта, народный депутат фракции УДАР Оксана Продан.

Татьяна Григорян, партнер аудиторской компании "Аксенова и партнеры" объясняет, что "налоговое соглашение" в данном случае ничем не отличается от "налогового компромисса", различия между законопроектами минимальные.

[chart_209]

К тому же, Григорян обращает внимание, что согласно новому законопроекту, по результатам применения налогового соглашения у плательщика налога не могут возникать или увеличиваться ошибочно или чрезмерно уплаченные денежные обязательства. Другими словами, у налогоплательщика не может появиться отрицательное значение обязательств по налогам, согласно поданных уточненных деклараций.

Это вторая попытка принять закон, после того как законопроект 4930 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса" не был одобрен Парламентом во втором чтении. В своем первоначальном варианте законопроект предполагал 15%-й компромисс, что не вызвало воодушевления у бизнеса, так как сумма разовой выплаты для многих была неподъемной. ВР голосовала за введение налогового компромисса в размере 10%, но это предложение поддержали всего 32 из 279 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале. За предложение об установлении налогового компромисса в размере 5% проголосовало только 113 народных депутатов.

Продан рассчитывает, что на этот раз закон будет принят, так как соавторами стали депутаты нескольких фракций и групп (УДАР, "Батькивщина", "Экономическое развитие"). "Мы рассчитываем на поддержку зала, и будем настаивать на рассмотрении документа еще этим составом Парламента. Бизнес ждет принятия данного законопроекта, и это тот случай, когда он полностью отражает интересы государства. Хотя не исключено, что некоторые заинтересованные лица и дальше будут тормозить процесс его принятия, ведь очень выгодно держать предпринимателей на "крючке", регулярно получая дивиденды", — подытожила Оксана Продан.

К скорейшему принятию закона призывает и глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус, в противном случае угрожая усилением давления. "Срок давности заканчивается, мы должны делать свою работу. Поэтому я еще раз прошу отнестись к этому закону серьезно. Это не реформа, это одноразовый акт, акт надежды. Если он не будет принят, мы и другие органы, в том числе СБУ, прокуратура, МВД будут прибегать к тем методам, которыми они привыкли работать".

"Информация хранится, соответственно, есть большой риск, что против некоторых компаний в "нужный" момент она будет использована так, как это нужно чиновникам. Именно поэтому, чтобы стимулировать бизнес выходить из тени, сегодня просто необходимо перевернуть эту страницу, дав возможность оплатить часть налогов и сняв любые претензии по истекшим налоговым периодам", — говорит Оксана Продан. И судя по настрою ГФС, "нужный" момент наступит для многих.

Стоит отметить, что понятие налогового соглашения, или налогового договора обычно предполагает индивидуальную договоренность предпринимателя и налогового органа, является ли его предметом ставка налога на прибыль или сумма налогового договора.

Ранее в интервью Delo.UA экс-глава налоговой службы Грузии Джаба Эбаноидзе, у которого за плечами удачный опыт проведения подобной акции, критиковал идею ГФС о фиксированной ставке "компромисса": "Я думаю, что это не правильно. С одной формулой подходить ко всем бизнесменам будет очень трудно. Если ошибка допущена вследствие того, что государством поощрялась коррупция — мы шли на формулу 10-15%, а когда проверка показывала, что налог был скрыт, или это ошибка бухгалтера — получалась совсем другая сумма".

В то же время, текущий уровень коррупции в органах ГФС на местах слишком велик, право налогового инспектора принимать решение о ставке могло бы породить еще больший размах взяточничества. При таких условиях фиксированная "компромиссная" ставка обоснована, а после того, как парламенту удалось добиться ее снижения втрое, можно рассчитывать на отклик бизнеса.