(Не)достаточность ProZorro: Позволяет ли электронная система закупать качественные услуги

Delo.UA разбиралось, как правильно закупать сложные технические изделия или профессиональные, в частности, юридические услуги через систему ProZorro

ProZorro уже год является обязательной для запороговых закупок, бюджет которых превышает 200 тыс. грн. Их за этот период госучреждения и предприятия провели на сумму более 148 млрд грн. Но некоторым заказчикам по сей день не удается совладать с электронной системой, правильно подготовить тендерную документацию и выбрать оптимальное предложение поставщиков.

К примеру, еще осталось послевкусие от последних скандалов с приобретением юридических услуг через ProZorro Национальным банком, "Нафтогазом", "Укрзализныцей" и "Центроэнерго". Демпинг поставщиков, выписанные под конкретную компанию требования, жалобы в Антимонопольный комитет, отказы подписывать договора и в результате отмененные тендеры.

Поэтому многие заказчики и поставщики сетуют на электронную систему, она якобы не позволяет закупать сложные товары и услуги. А использование цены как ключевого критерия выбора компании-победителя хотя и позволяет государству экономить, но в результате заставляет жертвовать качеством. В свою очередь, в Министерстве экономического развития уверяют, что проблема в том, что не все заказчики с поставщиками научились правильно пользоваться возможностями новой электронной системы торгов.

Есть проблема

В период с января 2016 года по март 2017 года госучреждения объявили 72 тыс. запороговых торгов на общую сумму 314 млрд грн. Тем не менее, 38% закупок не состоялись, еще 7% тендеров по разным причинам были отменены. Примечательно, что в допороговых закупках, бюджеты которых существенно меньше, процент провалов ниже — 23,4% несостоявшихся тендеров и 6,9% отмененных.

В подавляющем большинстве несостоявшихся тендеров отсутствовал интерес со стороны предпринимателей. В 38% таких закупок была готова поучаствовать лишь одна компания, еще 46% тендеров бизнес и вовсе оставил без внимания. Остальные не состоялись из-за того, что заказчик отклонил все предложения поставщиков из-за несоответствия тендерной документации.

Многие из потерпевших фиаско тендеров касались сложных закупок. В частности, приобретения услуг по ремонту или эксплуатационному содержанию дорог, строительству и реконструкции, услуг по обработке данных, техническому обслуживанию, а также юридических услуг.

Провалившиеся тендеры заказчикам приходится проводить по новой, а иногда даже не единожды. В результате заказчик теряет время — от нескольких недель до нескольких месяцев.

Хорошее дешевым не бывает

Компании-участники также жалуются, что ProZorro заставляет заказчиков, принимая решение о победителе, руководствоваться в первую очередь ценой. А это, по их мнению, неправильно, когда речь идет о специализированных закупках.

"С таким подходом в случае закупки, например, юридических услуг, ты найдешь самого глупого консультанта с самым маленьким гонораром. Решающим фактором должны быть репутация и квалификация. Ведь кто-то может провести 20 часов, занимаясь рутинной юридической работой, а я могу за 15 минут придумать цепочку юридических действий, которая приведет к искомому результату моего клиента. Это будет эффективнее и быстрее", — поясняет свою позицию Сергей Боярчуков, управляющий партнер ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры".

Но это не все упреки в сторону ProZorro. Дело еще в прозрачности системы, считают эксперты. Ведь любой человек может узнать: кто, что, за какие деньги и где покупает.

Такая открытость пока вызывает дискомфорт как у госучреждений, так и у частных компаний.

Консультант по вопросам стратегии и развития Ирина Никитина говорит, что как раз закупки юридических услуг через ProZorro яркий тому пример. Представители юркомпаний Kinstellar и "Гвоздий и Оберкович", которые участвовали в тендерах "Нафтогаза" и Нацбанка, сами заявляли, что существенно понижали цену на 71% и 98% соответственно без намерения подписывать договор. Мол, просто хотели привлечь внимание к тому, что для сложных закупок система якобы не работает.

Есть решение

В ProZorro говорят, что ключ к успеху прост. Заказчику необходимо сначала понять, что он закупает, а потом правильно подготовить тендерную документацию. "Нужно разбираться в том, что вы хотите приобрести, — говорит замминистра экономразвития Максим Нефьодов. — Особенно если речь идет о сложных технических изделиях или услугах".

Закупая юридические или другие профессиональные услуги, а также специфическое оборудование, замминистра советует прописывать тендерные условия грамотно, чтобы победить могла лишь компания с необходимой компетенцией.

И тогда-то демпинг будет нестрашен. Ведь если цену снизила компания, которая банально не отвечает требованиям, ее предложение заказчик просто-напросто обязан отклонить.

К тому же ProZorro позволяет опираться не только на цену, а еще и на условия оплаты, сроки выполнения, гарантийное обслуживание, эксплуатационные расходы. Заказчики просто не научились пользоваться другими критериями. Поэтому пока случаются такие казусы, как в случае с тендером на закупку юруслуг "Укрзализныци", которая прописала методику формирования ценового предложения так, что сама в ней запуталась и в итоге отменила тендер.

Вместе с тем со сложной тендерной документацией, которая отсекала бы участников без компетенции, возникает другой риск. Заказчики могут намеренно прописывать требования под одну компанию или же формулировать их столь витиевато, что поймет только нужный поставщик. "Существует занимательный протокол рассмотрения тендерных предложений коммунального предприятия "Житлоинвестбуд-УКБ". Предложения почти всех участников были отклонены потому, что они не предоставили справку, которая указана во втором пункте пятого раздела тендерной документации. Но в тендерной документации после четвертого раздела сразу шел шестой. Тем не менее, один из участников все же предоставил требуемую справку и был признан победителем торгов", — делится опытом Сергей Боярчуков.

Безусловно, встречаются и не столь однозначные кейсы. Например, один из госзаказчиков проводил тендер по оцифровке документов, требуя от исполнителя наличия для этого помещения. Но услуги должны были предоставляться именно на территории заказчика, а не в требуемом помещении исполнителя. "В таком случае требование справедливое или дискриминационное?" — задается вопросом предприниматель, который принимал участие в закупке.

Государственный уполномоченный Светлана Панаиотиди советует в любой ситуации, которая вызывает сомнение у участника, жаловаться в Антимонопольный комитет. А там уж рассудят, кто прав, и решат, законны ли требования.

Участвующим в гостендерах компаниям следует придерживаться конкретного алгоритма действий, уверяют эксперты. Во-первых, внимательно изучить тендерную документацию и прояснить через систему непонятные моменты у заказчика. Во-вторых, если документация содержит дискриминационные требования, не ждать окончания торгов, а сразу идти в АМКУ. В-третьих, подготовить свое предложение в полном соответствии с требованиями заказчика. В-четвертых, понижать цену до приемлемого для себя уровня. В-пятых, в случае победы конкурента удостовериться, что его предложение соответствовало требованиям. В-шестых, если обнаружены нарушения, опять-таки следует жаловаться в Антимонопольный комитет.