Почему депутаты хотят уволить главу Минфина Данилюка и чем это грозит

Депутаты налогового комитета Верховной Рады не только обратились к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой провести совместную с министром финансов Александром Данилюком встречу, но также приняли решение говорить постановление об увольнении главы Минфина. Почему таможня стала камнем преткновения между министром и депутатами?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На прошлой неделе налоговый комитет Верховной Рады обнародовал обращение к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой провести совместную встречу с министром финансов Александром Данилюком. Соответствующее письмо подписали 17 из 32 членов комитета в том числе и его глава Нина Южанина. Депутаты заявили, что работа Минфина и лично министра является бессистемной, некомпетентной и непрофессиональной. Парламентарии считают, что министр безответственно относится к сотрудничеству с комитетом и не советуется с ним по важным вопросам финансовой и бюджетной политики.

Александр Данилюк такие претензии называет предвзятыми. И говорит, что ему важны результат и борьба с коррупцией, а некоторых членов комитета, по его словам, "больше интересует сохранения статуса-кво".

Согласно стенограмме заседания, 7 июня депутаты приняли еще одно решение — подготовить постановление комитета с рекомендацией уволить Данилюка с занимаемой должности.

Какие претензии у депутатов к Минфину

Сотрудничество между налоговым комитетом и министерством, очевидно, не сложилось. Недоразумения начались еще в прошлом году, во время подготовки изменений в налоговый кодекс. Спорили о своевременности введения налога на выведенный капитал, применении нулевого декларирования и запуске непрямых методов контроля за доходами. Потом же комитет выступил против передачи функций администрирования баз данных фискальной службы Минфину, а министерство в свою очередь не одобрило идею "воскрешения" налоговой милиции и пошло-поехало.

Сейчас депутаты критикуют Минфин абсолютно "по всем фронтам" — за желание наделить Службу финансовых расследований оперативно-розыскными функциями, за нежелание восстановить налоговую милицию, за критерии блокирования НДС-накладных, за то, что закон о налоге на выведенный капитал, вероятно, не будет зарегистрирован в парламенте до 1 июля (а законодательство предусматривает именно такой дедлайн).

Больше всего претензий комитета вызвали последние предложения Минфина по реорганизации таможни. Кабинет министров с подачи министерства на своем заседании 29 марта одобрил постановление о реформировании территориальных органов Государственной фискальной службы. Этим решением правительство одобрило концепцию реформы ГФС, и уже с 1 мая планировало централизовать таможню в составе фискальной службы, ликвидировав 27 юридических лиц в областях. Но документ спустя три месяца так и не был доработан, подписан премьером, не появился на сайте правительства, а потому не вступил в силу.

В чем разногласия по таможне

В концепции Минфина было много задач: создать в стране уполномоченных экономических операторов, обеспечить определение таможенной стоимости и классификации товаров по единым стандартам, создать условия для обмена информацией с иностранными таможенными администрациями, разработать автоматизированные решения для блокирования рисковых операций. Но больше всего критики вызвало предложение создать одно юридическое лицо — Межрегиональную таможню, а в областях сформировать ее представительства.

Депутаты заявили, что Минфин выходит за рамки своих полномочий, меняя системные правила в обход Верховной Рады. Но согласно Таможенному кодексу, за создание, реорганизацию и ликвидацию таможен отвечает центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной налоговой и таможенной политики (статья 546 кодекса), то есть фискальная служба, которую контролирует Минфин. Потому слова советника министра финансов Юрия Драганчука о том, что министерство действовало в пределах своих полномочий, выглядят справедливо.

В комитете все же настаивают, что предложения министерства абсурдны и приведут к тому, что централизованная таможня не сможет бороться с контрабандой и качественно обслуживать бизнес. По словам депутатов, руководство единой таможни будет перегружено. Ведь все текущие вопросы — прием на работу, увольнение, отпуск, командировка, жалобы на действия таможенников, личный досмотр человека при подозрении на контрабанду — лягут на плечи главы единой таможни.

Министерство финансов в свою очередь уверяет, что количество таможенных постов сокращать не будут, а для решения текущих задач некоторые функции единой таможни будут делегированы представительствам в регионах. Но для этого и вправду нужны изменения в законодательство. А это будет проблематично в ситуации, когда профильный комитет считает неприемлемой разработанную правительством концепцию.

В Минфине настаивают, что централизация таможни необходима, ведь она ликвидирует влияние местных властей, позволит легче контролировать выполнение таможенниками законодательства и увольнять сотрудников за коррупцию (после принятия закона о госслужбе это может делать только руководитель региональной таможни). В комитете, в свою очередь, считают, что таможню необходимо вывести из состава фискальной службы и из-под контроля Минфина. Проект закона ( №3763) о создании Национальной таможенной службы профильный комитет уже одобрил и рекомендовал парламенту принять "за основу". Согласно позиции депутатов, в каждой области должны работать территориальные органы Национальной таможни, которые являются отдельными юридическими лицами.

Чем грозит конфликт

Несмотря на то, что одобренное Кабмином постановление о территориальной организации ГФС не вступило в силу, Министерство финансов не отказалось от предложенной им концепции. Два последних месяца Минфин встречался с бизнесом, народными депутатами, представителями фискальной службы, нарабатывая более детальный план действий по реформе таможни. Сейчас уже сформулированы задачи по 19 направлениям. Многие из них требуют законодательных изменений. А их будет сложно провести через парламент из-за позиции комитета.

В ближайшее время на комитет также должны попасть и другие важные законопроекты Минфина — о Службе финансовых расследований и о налоге на выведенный капитал. Эти инициативы вместе с реформой таможни могут не просто затянуться, но и вовсе кануть в Лету из-за нежелания комитета и министерства вести диалог. Ведь парламентарии, чтобы поставить Данилюка "на место", уже предлагают или блокировать все предложения Минфина, или, просто-напросто, требовать увольнения министра.