Помощь МВФ поможет остановить кровотечение, но не вылечит экономику

Любомир Митов, замдиректора Institute of International Finance, в ходе Lviv Financial Forum рассказал о том, с чего нужно начинать спасение украинской экономики и почему иностранный опыт важнее иностранных денег

Когда меня спрашивают, что я думаю о текущей ситуации в Украине, я отвечаю: пациент уже покинул реанимацию, но до сих пор находится в критическом состоянии. И если срочно ничего не предпринять, он рано или поздно снова окажется в реанимации.

Сегодняшний экономический кризис в Украине похож на тот, который был в 2008-2009 годах, за исключением того, что теперь он вызван внутренними обстоятельствами вместо внешних. Главная цель на сегодня в преодолении этого кризиса — это не повторить ошибок прошлого и не использовать неуместных методов.

Поскольку наш институт работает на международном уровне и не отчитывается перед какими правительствами или учреждениями, я могу говорить максимально открыто.

Нынешняя экономическая ситуация в Украине частично вызвана событиями на Западе и войной с Россией.

Экономическая политика Украины в течение многих лет оставалась безответственной, слишком затратной и неустойчивой, мы уже указывали на это предыдущему правительству. Поэтому то, что произошло, не было для нас неожиданностью. Ситуация на востоке лишь ухудшила ситуацию, а не привела ее возникновению. В этом году было несколько моментов, когда Украина почти дошла до предела.

Многие говорят, что наши прогнозы являются пессимистичными, но пока они мало отличаются от прогнозов наших коллег. Я не буду оперировать цифрами, ведь сейчас совершенно невозможно предугадать дальнейшие результаты, да и дело сейчас не в цифрах, а в направлении следующих действий.

Есть несколько основных моментов, которые следует рассматривать в комплексе. Первый — это борьба за выживание. Это выход из кризиса, восстановление экономики и недопущение дефолта, экономического коллапса государства. Я считаю, что если в дальнейшем не будет продолжаться война, Украина сможет это сделать. Впрочем, денег, которые сейчас получит Украина, недостаточно — как в сумме, так и во времени. Программа МВФ рассчитана на два года, а Украине понадобится значительно больше времени, чтобы приспособиться к новым условиям и преодолеть кризис.

Другой момент — это финансовый сектор. В Украине много банков, и значительная их часть находится в подвешенном состоянии еще с 2008 года. Единственное, благодаря чему они выживают, это вмешательство Национального банка. Когда финансовый сектор будет стабилизирован, его надо будет привести в порядок.

Но мало достичь стабильности — чтобы ее удержать нужны реформы, при том не только в части налогообложения. Речь идет о реформе системы государственного финансированияв целом. К примеру, Украина на первом месте в Европе по выплатам пенсий, они отбирают около 4% ВВП. Это невероятно много, страна просто не может себе этого позволить. Поэтому необходимо вносить изменения в области здравоохранения и социального обеспечения, которое финансируется неэффективно, и, как следствие, плохо развито, из-за огромного уровня коррупции. Очистить от коррупции необходимо и Пенсионный фонд.

Нужно также устранить правительственное регулирование малого и среднего бизнеса, поскольку только так может сформироваться достойный средний класс, без которого невозможна экономика современного государства.

Еще один момент, который меня удивляет: в аспекте иностранной помощи все говорят о деньгах. Но если вы посмотрите на пример Центральной Европы, вы увидите, что успех этих стран не был обеспечен финансовыми потоками. То, что действительно необходимо — это опыт законов других стран, иностранного управления, иностранных практик и, как следствие, иностранного капитала.

На сегодняшний день Украина застряла в советской системе роста экономики: это фокус на тяжелой промышленности, машиностроении, металлургии. Это делает вас очень уязвимыми, ведь это не может стать современной основой экономики для Украины. Советскую систему нужно изменить на актуальную, и я надеюсь, что это будет сделано новым правительством.

Следующее, что беспокоит нас — это институциональные риски. В любом министерстве, в любой государственной учреждении царит чрезвычайно низкий уровень компетентности и высокий уровень халатности и коррупции. Верхушка может быть сверхкомпетентной, но низкие уровни остаются коррумпированными и неспособными к действиям.

Из опыта других стран мы знаем, что изменение всех этих процессов и явлений требует много времени и преданности. Курс государства должен определять украинский народ, но я также должен отметить, что ваши друзья, особенно страны ЕС и США, тоже могут активно участвовать в вашей судьбе.

По программе МВФ, то ее следует расценивать как меру скорой помощи для остановки кровотечения, как инструмент, который позволит избежать дефолта. Но стабилизация экономики займет еще много времени и работы.