The Economist: Загубить соглашение Греции с кредиторами может сам парламент страны

Даже если правительство Греции в последний момент сможет заключить сделку с кредиторами, ему трудно будет добиться ее одобрения в самой стране
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Пока Алексис Ципрас, попавший под серьезное давление премьер-министр Греции изо всех сил старался в Брюсселе добиться уступок по новому соглашению об экстренной программе экономической помощи, его министр по координации правительственной работы Алекос Фламбурарис оставался в Афинах, чтобы успокоить разгневанных членов партии Сириза. Его леворадикальная фракция опасалась, что Ципрас намерен "пересечь черту" и согласиться на жесткую программу экономии, как поступили его предшественники в 2010 и 2012 гг., пишет the Economist.

Греция отчаянно нуждается в соглашении: его условия обсуждались, когда издание The Economist готовилось к печати. Без этого соглашения она не сможет выплатить пенсии 30 июня, когда заканчивается действие текущей программы экстренной помощи, и объявит дефолт по долгу МВФ в размере €1.5 млрд ($1.7 млрд). Если программа помощи не будет возобновлена, греческие банки могут потерять "чрезвычайную поддержку ликвидности", которую предоставлял им Европейский Центральный Банк. Благодаря этому банки выдержали шесть месяцев, когда перепуганные клиенты активно забирали свои депозиты. По одной из последних оценок, €45 млрд спрятано под греческие матрасы. Без ЕЦБ был бы введен контроль капиталов, это задушило бы экономику, ослабленную шестью годами рецессии.

Но условия любой новой программы экстренной помощи будут жесткими. Недавние греческие предложения для получения остатка помощи в размере €7.2 млрд европейские кредиторы назвали "позитивными", но их мгновенно раскритиковал МВФ. Согласно просочившейся информации, список "предварительных мер" (которые должны быть утверждены Афинами на законодательном уровне, прежде чем будет выделена любая новая помощь) в некоторых моментах испортил намерение избежать бюджетной экономии посредством повышения налогов. Единоразовый налог в 12% на прибыль корпорации свыше €500,000 (самая большая единичная статья доходов) был вычеркнут целиком. Кредиторы заявили, что настолько большой упор на повышение налогов заведет страну в еще более глубокую рецессию, а безработица превысит 30%.

Ципрас жестко боролся, чтобы предотвратить увеличение экономии в пенсионной сфере, которую пообещал защищать. Многие из 2.9 млн пенсионеров Греции пережили урезание пенсий на 45% с 2010 года. Но МВФ требует новой экономии в размере €1.8 млрд пенсионных расходов, посредством снижения стимулирования досрочного выхода на пенсию и отказа от схемы дополнительной помощи пенсионерам с низким достатком. Ципрас уступил требованиям МВФ в вопросе налога на добавленную стоимость, согласился, что большая часть товаров должна облагаться максимальной ставкой 23%, и принял отказ от 30% снижения ставки для жителей Эгейских островов.

Даже это приближение вплотную к соглашению обернулось тяжелым опытом. Но также трудно будет добиться его утверждения. Ципрас пришел к власти в январе, пообещав положить конец программе экономии, но в то же время сделать все, чтобы Греция наверняка осталась в зоне евро. Он заявлял, что может взять миллиарды у европейских партнеров страны, с целью перестройки экономики, убедить МВФ уменьшить огромный греческий долг, эквивалентный 180% ВВП. В обмен Греция обещала расправиться с неплательщиками налогов и побороть влияние "олигархов", которые доминируют в экономических процессах. Безработные молодые греки поспешили проголосовать за Сиризу и ее харизматичного 40-летнего лидера. Избиратели старшего возраста получили заверения, что ветераны лефтисты, такие как Фламбурарис, остаются союзниками неопытного Ципраса.

Сириза все еще занимает лидерскую позицию в опросах общественного мнения в сравнении с ближайшим конкурентом, правоцентристской партией Новая Демократия, хотя греки и начали более критично относиться к тому, как Ципрас ведет переговоры о программе экстренной помощи. Некоторые из наиболее жестких оппонентов премьер-министра — из его собственной партии. Экстремисты из его леворадикальной фракции сейчас заявляют, что Греции нужно отказаться от евро и снова ввести драхму. Но основной состав партии, — около 60% ее членов, остается лояльным к Ципрасу. В парламентской группе около 20-30 из его 149 депутатов могут проголосовать против правительства, когда на голосование поставят новое соглашение.

В теории это может сорвать соглашение, даже если ожидается, что его поддержат все 12 депутатов Независимых греков, коалиционного партнера Сиризы по правому крылу. Но проевропейские депутаты в партии Новая Демократия и маленькой правоцентристской партии To Potami (Река) проголосуют за то, чтобы Греция наверняка осталась в зоне евро. Для Ципраса это будет унизительно, это также может подорвать его позиции как лидера Сиризы. Одним соперником может стать Янис Варуфакис, министр финансов, который способен отказаться ставить свою подпись на соглашении о новой экстренной программе помощи. А вторым — Зои Константинопулу, авторитарный спикер парламента.

Фламбурарис заявил своему политическому комитету, состоящему из 10 членов, что они должны работать быстро и обогнать чиновников отступников. Любое новое соглашение, включая список предварительных мер, должно пройти парламентское рассмотрение по внеочередной процедуре к полуночи 28 июня. Тогда ЕЦБ может найти возможность для греческого правительства получит достаточно денег на выплату пенсий и задолженностей МВФ. Уставшие греки вздохнут с огромным облегчением — но только до следующего кризиса.