Увеличение сроков рефинансирования банков не улучшит ликвидность системы

После ужесточения правил резервирования НБУ сделал также и послабление в порядке рефинансирования. Эксперты, тем не менее, не слишком рассчитывают на эту меру и прогнозируют ухудшение ликвидности банковской системы
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

После ужесточения правил резервирования НБУ сделал также и послабление в порядке рефинансирования. Эксперты, тем не менее, не слишком рассчитывают на эту меру и прогнозируют ухудшение ликвидности банковской системы.

Как уже писало "Дело", Нацбанк постановлением №249 от 19 июня увеличил максимальный срок рефинансирования коммерческих банков с 90 до 360 дней. Помимо этого, центробанк увеличил и максимальный срок операций репо (кредитование под залог гособлигаций с последующим обратным выкупом бумаг) с 60 до 90 дней. В идеале данная инициатива должна улучшить ликвидность банков, расширив их возможности при получении кредитов рефинансирования от регулятора.

Такая мера последовала вслед за принятием постановления №248, которым были с 30 июня повышены нормативы обязательного резервирования по вкладам в иностранной валюте. Естественно, что это положение наоборот может ухудшить ликвидность банковской системы, так как вынуждает финучреждения держать больше средств в "пассивном" состоянии. Напомним, что по краткосрочным депозитам норматив был увеличен с 8% до 9%, а для вкладов для востребования и текущих счетов — на 1,5 п.п. до 10%.

Как отмечает аналитик международных финансовых рынков управления казначейства "Индустриалбанка" Андрей Аргат, более лояльный порядок рефинансирования — это значительный плюс для банковской системы. "Это позволит перекрыть краткосрочные разрывы ликвидности в случае крайней необходимости", — говорит он. — "Действия НБУ по увеличению срока рефинансирования банков также направлены на стимулирование кредитования реального сектора экономики и покупку долгосрочных ОВГЗ".

Впрочем, о смягчении кредитно-денежной политики НБУ вряд ли идет речь. Центробанк сейчас гораздо больше обеспокоен удержанием курса гривны и инфляции, нежели активизацией кредитования экономики. "Увеличение сроков рефинансирования, с одной стороны, должно рассматриваться как позитивный сигнал для банков, но в реальности он вряд ли свидетельствует о намерении НБУ смягчать монетарную политику", — говорит представитель одного из банков с иностранным капиталом. — "В ближайшее время мы не ожидаем улучшения ликвидности банков".

Независимые эксперты также сомневаются в развороте политики НБУ. Тем более, что объемы рефинасирования достаточно невелики, а легкого доступа банки к нему не получают. "НБУ "зажал" межбанк, в том числе, боясь девальвации. Если долго держать свободную гривневую ликвидность на низких уровнях, рано или поздно у некоторых банков могут начаться проблемы с ликвидностью. Поэтому НБУ вводит контрмеру: высушив ликвидность в целом на рынке, НБУ расширяет доступ к рефинансированию отдельным банкам", — рассуждает старший аналитик ИК "Тройка Диалог Украина" Евгений Гребенюк.

Таким образом, новшества в части сроков рефинансирования в лучшем случае смогут поддержать систему в случае крайней необходимости, но вряд ли позволят улучшить ее ликвидность в целом. В связи с этим логично ожидать дальнейшей пассивности банков в кредитовании и повышения депозитных ставок. Естественно, что в первую очередь — по гривневым депозитам.