В квартире с врагом. Что изменит закон о домашнем насилии

В Украине появится реестр случаев домашнего насилия, полиция будет обязана реагировать на него даже без заявления потерпевшей, а еще можно подать в суд на супруга за "экономическое насилие"

Верховная Рада приняла новый закон о домашнем насилии. Ранее эта сфера не регулировалась отдельным законом, были статьи в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном.

В полиции давно существует порочная практика не заниматься случаями домашнего насилия с помощью большого количества нормативных актов. Еще в институте у нас даже был отдельный предмет о том, как избавиться от надоедливых заявителей и их дел.

Но ситуация развивалась и, очевидно, требовала вмешательства слуг закона. Итак, зачем нам отдельный закон и что он нам несет?

Давайте обсудим несколько позитивных и спорных моментов нового закона о домашнем насилии и внесенных изменений в УПК:

  1. Создание Реестра случаев домашнего насилия. Это должно существенно облегчить жизнь адвокатам потерпевшей стороны. Не нужно посылать миллион запросов в разные инстанции, достаточно сделать извлечение из реестра. Поскольку в него вносится вся информация, имеющая отношение к делу (кто, когда, как часто и что сделал, какие меры предпринимались и т.п.), суду проще оценить всю картину и принять решение. Минус: информация из реестра постепенно удаляется. От года до 10 лет.
  2. Обычаи, религия и традиции не могут быть основанием для оправдания поступка и освобождения от ответственности. Не то чтобы этой нормой отменили какую-то другую, но раньше судьи учитывали, скажем так, менталитет. Для некоторых культур "бьет — значит, любит" — реалии не только быта, но и закона.
  3. Раньше домашнее насилие было уделом только людей, проживающих вместе. Теперь же законодатель обратил свое внимание на бывших супругов, сожителей и родителей ребенка. То есть, преследование со стороны вроде как уже постороннего для тебя человека тоже будет считаться домашним насилием, хотя дома общего у вас и нет. Интересно, как будет доказываться факт существования отношений в прошлом, если люди решили не пользоваться процедурой установления юридического факта — признания сожительства браком.
  4. Ребенок, бывший свидетелем насилия, будет признаваться потерпевшим. Это увеличит шансы на его проживание отдельно от нарушителя.
  5. Отдельно выписано, что полиция должна выявлять случаи насилия и реагировать на них. Если вы думаете, что и раньше она должна была реагировать, то ошибаетесь. Выявлять и реагировать можно и нужно было на любые сигналы, например, в Фейсбук, СМИ и т. п. Стандартная отмазка "напишите заявление и тогда отреагируем" теперь окончательно должна остаться в прошлом. Написано прямым текстом.
  6. Полицейские смогут проникать в жилье, если это необходимо для защиты жизни и здоровья, без отдельной на то санкции.
  7. Появились хорошие средства воздействия, которых не было ранее: запрет на общение любым способом с потерпевшим, указание немедленно покинуть помещение, где живет потерпевший, запрет приходить к нему на работу/учебу и т.п. Право на применение таких мер есть у полиции самостоятельно, без согласия и инициативы потерпевшей стороны. Это очень важный момент, для тех, кто в теме. Пострадавшие от насилия крайне редко идут до конца, постоянно вызывают полицию, но забирают заявления. Такая вынужденная разлука хотя бы на 10 дней даст возможность поработать с каждой из сторон конфликта. 10 дней достаточно уже хотя бы для того, чтобы собрать свои вещи, переехать к друзьям и начать менять свою жизнь.
  8. В Уголовном кодексе появится новая статья, согласно которой смогут применить общественные работы от 150 до 240 часов, арестовать до 6 месяцев, ограничить свободу до 5 лет, посадить в тюрьму до 2 лет.
  9. Термин "экономическое насилие" включает в себя "действия, которые могут ухудшить качество жизни потерпевшего". Экономическим насилием, согласно закону, можно назвать любой отказ предоставлять деньги/ресурсы. Мало кто может гарантировать себе и близким стабильный высокий доход на протяжении долгих лет. Помните, как в ЗАГСе говорили: "И в горе, и в бедности". "Бедность" может быть всего лишь возвратом к среднестатистическому доходу. Но теперь у тех, кто "я люблю нефть", появился повод говорить о насилии. За такой формулировкой я предвижу новый виток борьбы тех, кто не согласен, с тем, что алименты и иные выплаты могут уменьшаться просто ввиду того, что деньги имеют обыкновение заканчиваться. "Ухудшение качества жизни" — довольно туманная и опасная формулировка. Ведь к хорошему быстро привыкаешь и жить потом на среднестатистические деньги сложно и неприятно. Хочется пойти в суд и назвать это экономическим насилием.

Новый закон вступит в силу через год. Это тот срок, в течение которого необходимо обучить всех причастных и создать инфраструктуру для его нормальной работы. Сейчас самое полезное, что могут сделать общественные организации, работающие в этой сфере — это помочь в обучении и выстраивать алгоритмы работы. Потом будет меньше поводов для критики. И, пожалуй, самое главное — за год можно развить систему социальных квартир, которые существуют сейчас преимущественно за грантовые средства. Это жилье, где жертва насилия может находиться от нескольких дней до года. Жилье — самый простой способ изменить свою жизнь.