Виктор Пинзеник: "Я хочу спросить у НБУ — куда делись 8,5 млрд долларов резервов?"

Экс-министр финансов Виктор Пинзеник в интервью Delo.ua рассказал, почему выбрал партию "УДАР", каковы риски девальвации гривни, куда уходят резервы Нацбанка, откуда берутся бешеные долги страны и зачем нужно отказаться от смешанной избирательной системы

Дело: Виктор Михайлович, после долгого перерыва Вы возвращаетесь в публичную политику. Почему Вы решили баллотироваться в депутаты по списками партии "УДАР"?

Виктор Пинзеник: Во-первых, я никуда не уходил из политики. Почему-то у нас политическая деятельность ассоциируется с пребыванием в парламенте или в правительстве. Я всегда высказываю свою политическую позицию, независимо от того, где я нахожусь. Иногда в стенах правительства она (позиция) не всегда была публичной из-за особенностей правительственной работы, но позиция была всегда. Что касается выбора (партии — Pед.), то для меня принципиально важным является не пребывание в каком-то особенном политическом статусе.

Дело: Эти выборы после длительного перерыва возвратились к смешанной системе. Какая система более эффективна, нынешняя или предыдущая, когда граждане выбирали исключительно партию?

В.П.: Я не сторонник смешанной системы. Понимаю привлекательный момент, который есть в смешанной системе. В одномандатном округе — это якобы контакт, диалог с избирателем. Но на уровне парламента решается проблемы страны. Местные проблемы должны решаться органами местной власти. Естественно, контакт с людьми должен быть, но не с помощью такой формы, как одномандатные округа. Кроме того, в политике очень важна ответственность за позицию, за выполнение обязательств. В мажоритарных округах возможно уйти от политической ответственности. Достаточно на следующих выборах сменить округ. При пропорциональных выборах вы всегда станете на суд людей, давших Вам мандат на предыдущий выборах.

Дело: То есть будете выступать за возвращение пропорциональной системы выборов?

В.П.: Считаю, что Украина должна возвратиться к пропорциональной системе выборов. Да, в этой системе также есть проблемы, со временем они будут решены. Однако в стране избирательная система не является вопросом №1 сегодня. В Украине полным-полно неотложных проблем, которые нужно решать, а не обсуждать немедленно то, как избираться в следующий раз.

Дело: УДАР отказался согласовывать общие списки "мажоритарщиков" с объединенной оппозицией. Вы считаете это правильным решением?

В.П.: Когда речь идет о достижении компромисса, нельзя говорить о том, что кто-то отказался. Необходима согласованность действий двух сторон. Я думаю, что вопрос согласования кандидатур в округах остается актуальным. Это не поздно сделать в октябре, за несколько недель до дня голосования. Мы обязаны достичь согласия.

Дело: Какой рейтинг у партии "УДАР" сейчас?

В.П.: Это партия парламентская, и с большим запасом. У меня нет сомнений в том, что она будет достаточно влиятельной силой в парламенте.

Дело: Каким будет ваше первое решение после избрания депутатом Рады?

В.П.: У страны сейчас множество системных проблем. Пакет первоочередных решений будет согласованным пакетом партии "Удар". Я буду рекомендовать принять единый пенсионный закон, который установит единые правила пенсионного обеспечения для всех граждан Украины. Кроме того, нужны одинаковые правила налогообложения и новые простые формы администрирования налогов.

Дело: Правительство постоянно повышает социальные выплаты. В оппозиции говорят, что это чревато невыполнением бюджета в части доходов. Возможно ли, в нынешних условиях и социальные выплаты производить, и выйти на бездефицитный бюджет к концу года?

В.П.: Да, социальные выплаты могут быть осуществлены без выполнения доходной части бюджета. Скажу больше, скорее всего, так оно и будет. Но ресурсов для подобных решений не было и нет. В этом году общий фонд бюджета должен вырасти на 19,3% для того, чтобы выполнить все предусмотренные задачи. Что же мы имеем фактически? Это рост на 12% за семь месяцев. Причем в последние месяцы ситуация ухудшается. В прошлом месяце бюджет получил на 14% меньше, чем в прошлом году. Меня тревожит еще одно обстоятельство. Нацбанк должен был перечислить в бюджет превышение доходов 9,6 млрд. грн за год. Но он за семь месяцев уже перечислил 10,6 млрд. грн. Таким образом, выполнение расходной части бюджета возможно за счет влезания в новые долги. Мне трудно понять решение, когда вам предлагают дать тысячу или две с тем, чтобы в последующем забрать больше, потому что возвращать придется с процентами.

Дело: Насколько увеличится дефицит бюджета к концу года?

В.П.: Тенденция предыдущих двух лет по сокращению дефицита прекращена, в этом году он возрастет. Достигнуть дефицита менее 2%, чего хочет правительство, не удастся. Он будет близок к 4% ВВП.

Дело: Каковы могут быть последствия еще большего залезания в долги?

В.П.: Хотя на поверхности вроде спокойно, на проблемы надо реагировать не тогда, когда они прорывают. Корни того, что произошло в 2008 году, уходят далеко назад. Для понимания ситуации я назову всего одну цифру. 1 января 2008 года совокупный долг страны составлял 89 млрд грн., сейчас он — 480 млрд грн. Это за 5 лет. Правительство сталкивается с проблемой обслуживания уже имеющихся долгов. Некоторые попытки внутреннего заимствования заканчиваются ничем. Непросто сделать внешние заимствования, а кредит в $2 млрд предыдущего месяца нельзя назвать дешевым (9,25% годовых).

Дело: Но тот же МВФ, к примеру, условием кредитования ставит повышения тарифов на газ для населения…

В.П.: При чем здесь МВФ? Я говорю о займах. МВФ — только один из кредиторов. В этом пуле не только МВФ. Больше скажу, когда-то Украина без МВФ обходилась, хотя мы одалживали деньги. Но одалживание денег для Украины никогда не было национальной или мировой проблемой. А масштаб долга сейчас такой, что невозможно отказаться от новых заимствований.

Дело: Почему нынешнему правительству не удается одолжить деньги?

В.П.: Проблема не в фамилиях, не в желании или нежелании одолжить. Проблема в экономических условиях, характеристиках страны, которые нужно изменить. Еще совсем недавно одалживали без проблем и по другим ставкам. В 2005-ом я занимался размещением украинских бумаг под 4,95% годовых. Очевидна необходимость изменения наших экономических характеристик.

Дело: Сколько времени нужно на "лечение" той ситуации, которая сейчас сложилась, если

допустить, что лечение будет выбрано правильное?

В.П.: Самое важное, чтобы лечение было. Мне неспокойно от успокоительных речей предыдущего и нынешнего правительства. Есть проблема долгов. Есть проблема причины долга — дефицит. Хотя за последние годы был прогресс. Дефицит бюджета сократился с 11,4% ВВП в 2009 году до 8,4% и 3,1% в 2010 и 2011 годах. Этот прогресс, к сожалению, в нынешнем году будет, видимо, обращен вспять. Остается проблема обменного курса. Резервы на начало этого месяца — $30,1 млрд. Однако, в августе 2011 года (всего год назад) резервы были $38,5 млрд. Куда же делись $8,5 млрд? Если у нас нет проблем с валютным курсом, тогда вопрос — где же резервы? Есть еще одна нарастающая проблема — проблема инвестиционного климата, это когда риски тех, кто работает в Украине, значительно возросли. Я говорю не о сегментарных проблемах, а о системных, фундаментальных, требующих обязательного разрешения.

Дело: В связи с этими проблемами — насколько велики сегодня риски девальвации гривны?

В.П.: Я уже говорил, что резервы уменьшились на $8,5 млрд. В прошлом месяце Нацбанк потратил $1,2 млрд. на интервенции, чтобы удержать обменный курс. У нас не сводится фундаментальный баланс. Этот дисбаланс можно было бы устранить за счет, например, притока инвестиций. Но их нет. Но есть и проблема старых долгов. На протяжении календарного года мы должны погасить долги на сумму в $58 млрд. А резерв у нас $30 млрд. Экономика и люди стали заложниками ситуации: повезет или не повезет. И риски для курса сохраняются до тех пор, пока под стабильность курса не будут подведены фундаментальне экономические обстоятельства. Первое, что нужно сделать, — перейти к политике гибкого обменного курса. Определенные элементы такой гибкости начал демонстрировать НБУ.

Дело: Должна ли быть установлена какая-то граница этой гибкости, какая?

В.П.: Нет. Но в то же время гибкость не означает, что Национальный банк не должен реагировать на спекулятивные и временные колебания. Например, мы все знаем структуру, которая в один день покупает очень много валюты, чтобы рассчитаться с Газпромом, оплатить газ. Должен на это отреагировать Нацбанк? Конечно. Но когда мы видим, что НБУ в течение значительного периода теряет резервы — это свидетельство существующей нерешенной проблемы.

Дело: Может ли сложиться ситуация, при которой гривна выйдет из-под контроля?

В.П.: К сожалению, у нас может быть все, что угодно. Но взять под контроль ситуацию возможно.

Беседовал Михаил Глуховский, специально для Delo.ua