Чем отличаются HR-политики мелкого, среднего и крупного бизнеса

Владимир Коломоец, партнер по работе с клиентами Pedersen & Partners и эксперт рейтинга лучших HR-директоров на Delo.UA, рассказал о разнице подходов к управлению персоналом у бизнесов разного размера
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Как изменились критерии оценки эффективности работы HR-директоров за последние 5 лет? Что было важно раньше и что сейчас?

Раньше была важна поддержка, корректность и эффективность в операционной деятельности, т.е. рекрутмента, обучение, кадровое делопроизводство. Сейчас на первый план выходит способность производить изменения в организации, понимание бизнеса и способность при помощи аналитики прогнозировать тенденции и пути решения сложных, неблагоприятных тенденций. Дополнительно хочу отметить, что раньше был важен факт построения процессов и систем. Сейчас — чтобы эти процессы были эффективными. То есть, если раньше был "процесс ради процесса", то сейчас — "процесс ради результата". Сейчас критерии оценки эффективности HR директоров — это цифровые метрики, на языке которых говорит бизнес (которые понятны бизнесу).

Также на первый план выходит "маркетинг" знания и способности HR, что появляется в способности строить успешный бренд работодателя. Немаловажной способностью для HR директора есть умение коучить и развивать как топ-менеджмент, так и строить систему коучинга в компании в целом.

Чем отличаются HR-политики мелкого, среднего и крупного бизнеса?

Чем крупнее бизнес, тем более системным должны быть его бизнес-процессы и процессы, связанные с людьми, а, соответственно, и политики.

В мелком бизнесе зачастую доминирует "ручное управление". Как результат, HR политики могут носить субъективный характер, поскольку очень зависят от видения акционера или руководителя.

В среднем бизнесе компании могут выстраивать систему. Пытаются формализовать основные (самые простые) HR процессы. Это позволяет сформировать конкурентное преимущество среди компаний в этом сегменте.

В крупном бизнесе на первый план выходит вопрос операционной эффективности, достижения стратегических целей. И здесь управление человеческим ресурсом становится/является одним из самых важных (среди всех ресурсов компании). Поэтому все политики и организационное структуры ориентированы на построение бизнес процессов, на операционную эффективность этих процессов. Также они направлены на развитие и удержание талантов, кадровый резерв для того чтобы поддерживать развитие бизнеса из года в год.

В мелком и среднем бизнесе больше пространства для маневра и можно допустить отклонения от системности, что может привести к опасным последствиям в крупном бизнесе.

Как проявляется повышение роли HR в управлении компаниями?

Повышение есть только там, где CEO понимает роль HR. И там, где это понимание есть, выстраивается синергия GM и HR, там можно ожидать вовлеченности и стратегического планирования. Там формируется культура реального бизнес-партнерства, где HR, с одной стороны, становится проводником изменений, а с другой — через анализ эффективности он способствует развитию такой компетенции, как ориентация на результат и достижение цели.

Без привлечения HR-директора не решаются стратегические вопросы по развитию компании.

Более детально о рейтинге HR-директоров можно узнать здесь.

12 июня в Киеве в отеле "Премьер Палас" Ekonomika Communication Hub и портал Delo.UA соберут более двухсот ведущих топ-менеджеров, HR-директоров, HR-специалистов, бизнес-тренеров и специалистов по подбору персонала на второй международный HR Wisdom Summit.