Доктор наук в области искусственного интеллекта: "Обучение языку будет похоже на заказ еды в интернете"

Почему не происходит долгожданной революции в образовании, каким образом одна из крупнейших языковых школ мира EF Education First улучшила качество преподавания английского языка в Татарстане и как изучение языков влияет на мозг

Бывший разработчик обучающих программ в Apple, доктор наук в области искусственного интеллекта, вице-президент одной из крупнейших языковых школ мира EF Education First Энио Омае специализируется в применении технологий и разработок в образовании. Он рассказал "Теориям и практикам", почему не происходит долгожданной революции в образовании, каким образом его компания улучшила качество преподавания английского языка в Татарстане и как изучение языков влияет на мозг.


Зачем вам English First и что вы сейчас делаете в рамках этого проекта?
Я начал работать в EF очень давно. В 1997 году, когда мы запустили первый сайт, он выглядел как мультфильм. Единственным способом поговорить с носителем языка было общение в текстовом чате. Это было самое начало онлайн-обучения, люди были в восторге от идеи, что могли общаться с кем-то из Нью-Йорка, — правда, разработчики смеялись над нами. Но мы знали, что технологии станут лучше, диапазон коммуникаций расширится, что закон Мура сработает.
Закон Мура — самый знаменитый закон в IT-сфере и полупроводниковой индустрии, которому разработчики микропроцессоров невольно стараются следовать вот уже более сорока лет. Один из основателей компании Intel вывел закономерность, согласно которой каждое следующее поколение компьютеров работает в 2,5 раза быстрее предыдущего.
Инновации случатся тогда, когда человек сможет приобрести такой опыт, который не смог бы получить, даже если бы поехал в Нью-Йорк. Технологии активно внедряются в жизнь и начинают создавать взаимосвязи, которых раньше не существовало.
Если конкретнее: например, сегодня вам нужно идти на собеседование по работе на английском языке, найти квартиру в аренду или открыть счет в банке. Перед тем, как это сделать, вы берете планшет и начинаете персональное практическое занятие с преподавателем, который находится в другой части планеты.
Когда я приехал в Нью-Йорк работать помощником официанта, у меня не было шанса сделать все это за один день. Но с социальными сетями, с технологиями, которые становятся все мобильнее, социальнее и задействует игровые механики, с сервисной инфраструктурой, я могу создавать то, что еще никогда не существовало, что не могло существовать. Обучение языку будет похоже на заказ еды в интернете.


Расскажите о трендах в образовательных технологиях. Что будет наиболее важно: социальные сети, мобильные приложения, игры?
Десятилетиями мы говорим о технологиях в образовании, и когда появились компьютеры, все сказали: "Боже мой, да это изменит процесс обучения", или когда возникло телевидение, говорили: "Больше не нужны школы", потому что люди могли бы просто смотреть лекции по телевизору. Придумали радио — начали говорить, что это навсегда изменит ход образования. Про любую новую технологию люди думали, что она принесет кардинальные изменения, революцию. Ну и что? Компьютеры пока ничего такого не сделали.


То есть, революции не предвидится?
Не думаю, но нам известны три составляющие обучающих технологий, их комбинация поднимает технологии на тот уровень, на котором мы сможем создавать совершенно иные переживания. У нас есть лаборатория в Шанхае, и мы работаем на стыке трех сфер: технологий, образования и дизайна. Технологии включены в образовательный процесс уже довольно давно, но другой аспект — дизайн — тоже важен.
У меня на визитке странная должность — Chief Experience Officer (глава отдела по восприятию). Переживание очень важно учитывать в дизайне. В 1920 году, если вам хотелось торт, вы шли в один магазин купить муки, потом в другой — купить шоколад, в третий — за молоком, приходили домой и пекли торт. Вы бы потратили 25 центов на ингредиенты.
1950 год, индустриальная революция, компания смешивает за вас все ингредиенты, вы покупаете смесь, добавляете молоко и выпекаете торт. Это стоит $2,50, в десять раз больше, чем раньше. Вы заплатили за то, чтобы не ходить в три магазина.
1970, сервисная экономика. Вам нужен торт, вы идете в магазин, заказываете торт со свечками, вам делают надпись из шоколада и так далее. Они делают торт за вас, а вы платите 25 долларов, еще в десять раз больше, потому что вам не надо ничего готовить.
Сейчас, когда вы хотите устроить детский праздник, вы просто идете в компанию и говорите: "Я хочу торт, воздушные шарики и фокусника", и они все делают за вас. С вас просят 250 долларов, в десять раз больше прежнего, но они создают целое событие, то самое переживание. Разница между сервисом "испечь торт" и переживанием заключается в том, что в переживании нужно принять участие. Если вы хотите пожить в Нью-Йорке, я не могу пережить это за вас. Если вы хотите получить диплом юриста, вам придется пойти учиться. Вы можете заплатить мне сколько угодно денег, но до того момента, пока вы не испытаете это сами, у вас не будет опыта, вы не достигнете результата — вы не изменитесь. Я работаю в бизнесе, который меняет людей, потому что к нам приходят без знания английского, без понимания другой культуры, а на выходе уже могут говорить или лучше знать что-то. Мы доставляем нашим слушателям опыт.
Все это имеет прямое отношение к дизайну. И лучше всего в дизайне разбираются в игровой индустрии, а также в Диснейлендах и Universal Studios. Дизайнеры игр знают, как сделать историю, как создать соперничество, союзников и врагов, как набираются очки, как вдохновить пользователей.
Поэтому сейчас мы привлекаем людей из игровой индустрии, чтобы попробовать сделать что-то на стыке технологий, образования и дизайна, используя лингвистику, мобильные технологии и игры. Например, у нас работает Клэй Дженсон, бывший креативный директор в Electronic Arts (это одна из самых больших игровых компаний в США), он был главным режиссером Need for Speed. Сейчас он работает с нами в Лондоне.


Вы разрабатываете какие-то игры?
У нас есть несколько простых игрушек, но я больше работаю над созданием опыта, переживания. Каким этот опыт должен быть, чтобы изменить человека? Я виделся на днях с президентом Татарстана, у English First был проект с местным министерством образования. Они хотели улучшить уровень преподавания английского, поэтому мы пригласили 3400 учителей и протестировали их. 80% не прошли тест, 80% преподавателей не могли преподавать английский даже в начальной школе. Мы начали их учить. Шесть месяцев спустя сделали еще один тест, который прошел намного успешнее. В конце года еще раз протестировали всех, на этот раз 80% успешно подтвердили свою квалификацию. Но надо добавить, что Министерство не сидело без дела — перед обучением они сказали учителям, что их уволят, если они не улучшат свой уровень преподавания, а 150 лучших поедут в Кембридж на месяц, учиться дальше. Они придумали наказание и поощрение.


Как в игре.
Именно. Вот поэтому я считаю, что дизайн очень важен, и я вообще не говорю про операционные системы — Android это или что-то еще — я не об этом. Я говорю о дизайне как о создании переживаний, меняющемся опыте, который создается за рамками iPad.


У образования всегда был сильный социальный аспект. В университетах люди социализировались, обменивались знаниями. Как изменится это сейчас?
Как мы не могли себе представить. В некоторых школах США ввели одну технологию. Если просто дать ученикам ноутбук, они будут сидеть в интернете, если дать айпед — засядут в Facebook, делая вид, что слушают учителя. И вот в школах появился Clicker — каждому ученику дали пульт с тремя кнопками: как только школьник заходит в класс, система определяет, что он на уроке. Каждые восемь минут учитель проводил опрос с выбором ответов на тему, которая только что обсуждалась. Ученики нажимают на кнопки и голосуют за вариант ответа. Тут придется слушать преподавателя, и эта технология меняет поведение учеников.
У меня диплом в области искусственного интеллекта и образования. Я провел много лет, пытаясь использовать ИИ, распознавание речи, синтезирование речи, чтобы создать симуляцию человека. Если бы я захотел, например, выучить язык, у меня был бы симулятор, с которым можно было бы поговорить. Но после многих лет работы я осознал, что намного веселее общаться с живыми людьми. Поэтому теперь я использую технологии, чтобы создать новые способы общения между людьми.
В исследовании о влиянии изучения языков на мозг я прочитал о положительном эффекте при болезни Альцгеймера. Болезнь отступает или замедляется, даже если человеку за 50 лет.


А что вы делали в Apple?
Я был очень сфокусирован на технологиях, на одном этаже со мной сидела лучшая команда по технологии распознавания речи в стране. Там же сидела передовая технологическая группа, 240 ученых, 180 из них — со степенью PhD. Это была исследовательская группа мечты. Люди работали над синтезированием речи, над трехмерными анимациями. В то время радио на экране компьютера было необычным явлением, и я думал скомбинировать его с ИИ, обработкой естественного языка и идеями из лингвистической координации. Мы разработали несколько патентов.


Можете привести пример?
Например, программа Puppeteer, в ней можно создавать разные симуляции, взаимодействия с людьми. Выглядит все очень примитивно, как в мультиках: пишешь текст, потом программа начинает обрабатывать текст и выдавать их в виде, например, кошек, которые разговаривают. Но это 1992 год, 20 лет назад, понимаете? С тех пор многое изменилось: и технологии распознавания речи, и синтезирования речи. Изменилось и мое видение. В частности, я ушел из Apple, потому что не хотел работать над программным обеспечением, я хотел работать с человеческими переживаниями и предоставлять людям опыт.
Плюс в языках надо учитывать не только образовательные технологии, но исследования и понимание психологии студентов. Часто изучение языка похоже на спорт: в начале года человек записывается в спортзал и говорит себе, что будет держать себя в форме, но, как обычно это происходит, это начинание остается на уровне благих намерений.

Что служило мотивацией для вас, когда вы учили другой язык? Вы ведь знаете много языков.
К языкам у меня практический подход: если я живу в стране, то должен знать язык. У меня заняло два года, чтобы действительно хорошо заговорить по-английски, а вот в Китае я прожил пять лет, и до сих пор говорю средне, хотя, казалось бы, давно должен бегло болтать.


А что вы скажете о влиянии изучения языков на мыслительный и творческий процесс?
Это совершенно бесспорный факт. В исследовании о влиянии изучения языков на мозг я прочитал о положительном эффекте при болезни Альцгеймера. Болезнь отступает или замедляется при занятиях иностранным языком, даже если человеку за 50 лет.
Знаете, для меня это нечто большее, чем изучение языка — это преодоление культурных барьеров. Я сам родился и вырос в Бразилии, но генетически я японец, а образование получил в США. Когда мы пересекаемся с другими культурами, то начинаем видеть вещи с другой стороны и становимся открытее. Зайдем, например, на китайский сайт — одни иероглифы, практически без картинок. Любой дизайнер, посмотрев на этот сайт, придет в ужас — но дело в том, что китайцы видят в иероглифах не текст, а символы, практически картинки. Когда вы начинаете понимать, что люди воспринимают вещи совершенно по-разному, это открывает глаза на мир.


Вы разделяете понятия "образование" и "обучение"?
Долгое время образование было сфокусировано на преподавании. В эпоху индустриальной революции была цель обучить 50 000 человек. Образование было фабрикой по принципу "1+2+3+4", как конвейер, из которого выходили бакалавры. У такого образования мало общего с обучением.
Хороший пример обучения — Khan Academy*. Вы знаете, с чего все началось? В Нью-Йорке у Салмана Хана жили племянники, он занимался с ними, учил математике или алгебре, помогал разбираться с домашними заданиями. Когда он уехал в Калифорнию, то начал записывать уроки на видео и выкладывать на YouTube. Можете себе представить, видео детям понравилось намного больше. Они всегда могли отмотать назад, прокрутить заново — все же боятся попросить повторить, чтобы их не держали за дураков. И это относится не только к детям.
Некоторые школы уже используют эти видео, потому что в видео можно объяснить теорию, а практике учиться в классе с остальными студентами. И я думаю, образование сейчас смещается от преподавания к обучению. Это важно и для нас — у нас 500 000 студентов. Сейчас вместе с Университетом Кембриджа готовим исследование про ошибки, которые регулярно совершают люди в разных странах.

*Академия Хана — некоммерческая образовательная организация, созданная в 2006 выпускником MIT и Гарварда Салманом Ханом. Сайт предоставляет доступ к коллекции из более чем 3200 бесплатных видеолекций на английском языке.


Если бы вам пришлось отстроить образовательную систему с нуля, как бы она выглядела?
Я расскажу вам об образовательной модели, о которой часто думаю. Она называется "согласованное обучение" (coordinative apprenticeship). Это очень старая схема "ремесленник-подмастерье", но в новом контексте и с новыми возможностями.
Раньше, если человек хотел стать плотником, он шел к мастеру и тот его обучал, но на это тратилось очень много времени и усилий мастера-плотника. Изучение языка чем-то напоминает ремесло — важен индивидуальный подход. И сейчас можно получить такое же индивидуальное внимание по интернету. Десять человек включены в одну сеть — вы записываете свою речь, какую-то фразу и просите остальных прокомментировать, и они отвечают вам очень быстро — в течение часа вы получаете советы и мнения остальных. Это схема "один-на-один", где каждый и учит, и учится одновременно, потому что знания намного лучше усваиваются в процессе преподавания.