Геймификация. Как играя, сэкономить, или почему важно стать на место коллеги

Александр Толкач, CEO CT Influence Games, рассказал Delo.UA, что такое эмпатия, зачем играть на рабочем месте и как геймификация меняет подходы к обучению персонала
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На XIV Международном форуме промышленной безопасности платформа Business Games Club представила демо симуляции-расследования по промышленной безопасности "Пожар на нефтепромысле" (можно поиграть тут: http://m.onelink.me/92232df9). Мы демонстрировали экспертам новый инструмент для усиления как знаний, так и вовлеченности персонала на тему промышленной безопасности и охраны труда. Каково же было наше удивление, когда от некоторых мастодонтов отрасли мы услышали вопрос: "А что такое эмпатия?".

И пришлось объяснять, что эмпатия — это способность оказаться в чужой шкуре… Ведь понять другого можно, только став на его место.

В сложном деле промбезопасности эмпатия особенно важна. Предложив человеку расследовать инцидент самому, мы можем заинтересовать и вовлечь работников компаний в процесс, вызвать дополнительные понимание и эмпатию через личное перепроживание возможных ситуаций, наглядно показав вероятные последствия ошибок и нарушений. Эту симуляцию сложно назвать игрой, ведь в ее основу положены реальные трагические события с человеческими жертвами. Задача сотрудника — в роли представителя корпцентра расследовать ЧП: глубоко изучить тему, найти причины, определить виновных, возможно, обнаружить зоны развития в процессах.

Что за игры на рабочем месте?

  • Новая команда менеджмента централизовала структуру некой компании, в результате чего здорово сэкономила на процессах и аренде. Однако производство стало из-за неразберихи и непонимания людьми происходящего.
  • Компания готовится к IPO. В то же время сотрудники распускают слухи "все пропало, нас сливают".
  • Регламенты и процедуры, инструкции по безопасности расписаны в лучших традициях делопроизводства, утверждены и введены приказом генерального директора. Но на практике ничего не работает.
  • В состав корпорации вошло новое предприятие, коллектив которого сам разбежался за 2 недели в страхе быть уволенным или поглощенным чужаками...
  • Пока в цехе находится инженер по безопасности — все рабочие в средствах индивидуальной защиты: очки, спецодежда, головные уборы. Но кот из дому — мыши в пляс.

Знакомо? Это лишь несколько примеров неправильного подхода к коммуникациям с персоналом, отсутствия понимания важности вовлечения команд менеджментом. Наша концепция обучения через игровые корпоративные симуляции построена, повторюсь, на понимании роли личного перепроживания. Проживая некий опыт в игре, человек запоминает на 80% больше информации, чем при чтении текстов или просмотре рекламы. Кроме того, в игре мы в 4-5 раз более склонны сопереживать отыгрываемому персонажу, будь он хоть "злодеем".

Даже рутинные регламенты и инструкции можно понять и запомнить через интересный игровой сюжет. "Детективное" расследование причин событий — почти 100% гарантия, что их поймут и запомнят. А сотрудник, которого поставили на другую сторону баррикад — на место генерального директора — может лично прожить всю цепочку событий, сам прийти к выводам о пользе тех или иных изменений.

Вовлекая людей, мы вместо отторжения получаем поддержку, доверие и понимание со стороны коллектива. Сотрудник никогда не воспримет в штыки то, к чему он эмпирическим путем пришел в грамотно построенной симуляции. В результате из потенциального бунтаря и неприятеля он превратится в адвоката и лоялиста.

Философия обучения нового поколения

А еще у вас на пороге (да и в цеху) уже давно живут новые люди. Непонятная, как обычно, молодежь, к которой нужен новый подход.

"Сетевое поколение Y" больше всего ценит свободу, отторгая ограничения и запреты, у них мало авторитетов. Геймификация, технологичность, инновационность, рациональность — это про них. "Игреки" социально ответственны и стремятся к новым знаниям. А есть еще и поколение "Z", рожденные после 2000. Их не понять уже даже мне. Это "молчаливое поколение", люди эры новых поколений связи, соцсетей, интернета, компьютерных игр и игрового социально-сетевого комьюнити. "Гаджетизация" и неуклонное сокращение доли живого общения в пользу виртуального — это их фишки.

А раз эти Y и Z — ваш ближайший коллектив, то и тренды инновационности, геймификации, свободы и отрицания всего навязанного можно использовать в их обучении. Логичный прием мотивации для поколения, выросшего на компьютерных играх — "маскировка" рабочей рутины дружественной и вовлекающей атмосферой игры.

Цена эмпатии

Разработанная совместно с заказчиком игра-симуляция используется как самостоятельный инструмент обучения, так и как дополнение к традиционным методам. В то же время продукт является более экономичной и гораздо более эффективной альтернативой. Цена на разработку игры-симуляции ниже, чем комплекс тренингов, презентаций, ПОС-материалов, фильмов.

Она создается 1 раз, в нашем случае за 1-2 месяца, и подходит для длительного и постоянного обучения коллективов от 300 до 200 000 сотрудников, возможно прохождение игры неограниченное количество раз. И эти инвестиции, кстати, вполне "вынимаемые" из расходов на традиционные брошюры и массовые лекции и оправданы. Ведь грамотные и лояльные люди для компании — цена жизни.

Эмпатия и доверие коллектива — важны в повседневной операционной деятельности, и особенно критичны в период глобальных изменений — M&A, IPO, коррекция структуры бизнеса, смена собственника или менеджмента, перепрофилирование, операционные нововведения.

О роли глубокого понимания и поддержки со стороны промышленного персонала правил охраны труда и промышленной безопасности и говорить не приходится. Это сейчас один из самых продаваемых продуктов не только у нас — вообще на рынке. Дошло уже.

Понятно, что игры-симуляции подходят не для всех задач. Или по-разному стоит их комбинировать с другими приемами. "Белым воротничкам" ближе формат вебинар + симуляция + неформальный нетворкинг о результатах. Для промышленных производств в регионах лучше рассмотреть иную тактику: инструкция + симуляция + классические плакаты "Не ходи под трансмиссионным валом!", "Остерегайся удара зюзьгой!", "Берегись сцепных буферов!", "Ротозей, не калечь друзей!".

Ну и, конечно, на наших поведенческих симуляциях мир этого дела далеко не заканчивается. Есть еще масса проектов, которые предложат чисто экономические, а то и виртуальное оборудование, чтобы на нем сначала учиться, как на тех кошках... Это уже — отдельный мир с огромным оборотом.

И если серьезно, я рад, что мы построили наконец наш фреймворк BGC, позволяющий нам теперь делать проекты быстро. Задачи, касающиеся поведенческих моделей, сегодня очень интересные. Даже матерые сценаристы начали получать удовольствие от некоторых сюжетов, которые приходится изобретать для клиентов. Например, в линейке "Расследования" мы начали со взрыва нефтегазовой платформы, а сейчас аккуратно расширяем ее на корпбезопасность и комплайенс менеджмент. А кому не хотелось создавать свои детективы? Да еще и понимать, что их не в туалете читать будут, а реально суровые люди будут в них пусть недолго, но жить. А кому-то это потом может и здоровье спасет. А то и жизнь.

Александр Толкач — один из 24 спикеров и бизнес-практиков ЧЕТВЕРТОГО HR Wisdom Summit. Более детально о геймификации Александр расскажет на мероприятии 23 июня.