Какими компетенциями должен обладать эффективный топ-менеджер

Ирина Ивасюк, директор департамента по работе с персоналом TEDIS Ukraine, выделила три ключевые компетенции топ-менеджера, которые ожидает видеть собственник бизнеса

На фоне кризиса и сокращения рабочих мест у многих работодателей появляются сомнения в компетенции управленческого состава. Зачастую топ-менеджеры выполняют невидимую работу, на которую начинают обращать пристальное внимание лишь тогда, когда что-то идет не так.

Если говорить о тех компетенциях, которых сегодня ждут от топ-менеджмента собственники бизнеса, можно выделить три ключевых качества.

1. Проактивность.

Как бы это не было сложно в нынешних экономических условиях, очень важно уметь глубоко анализировать ситуацию, опыт предыдущих ошибок или предыдущих успехов, то есть уделять большое внимание серьезной аналитике. Несмотря на то, что каждый кризис не похож на предыдущий, есть ряд мер и способов, которые актуальны в любой ситуации, и задача хорошего управленца — найти эти методы.

2. Аналитические способности, оценка сильных и слабых сторон рынка, компании, себя как топ-менеджера.

Трезвая оценка личных сильных и слабых сторон, так же как и сильных и слабых сторон компании, позволяет выбрать правильное направление развития. Известно, что в 2000-е годы розничный бизнес рос очень быстрыми темпами, и в это время выросло поколение менеджеров, 50% успеха которых составляет не их личная заслуга, а исключительно заслуга рынка и его быстрые темпы роста. Сегодня же рынок стал более сложным, поэтому от топ-менеджмента требуется способность критически посмотреть и проанализировать свои ошибки, осознать свои сильные и слабые стороны.

3. Способность быть лидером и повести за собой команду.

Этой черте в последнее время собственники бизнеса уделяют все большее внимание. То есть от кандидатов ждут не только проявления классических менеджерских навыков, таких как умение ставить задачи и контролировать их исполнение, но и ответственности за всю команду в целом: коучинг, наставничество, выявление потенциала команды, формирование и выращивание кадрового резерва. Конечно, эти компетенции всегда важны для топ-менеджмента, но в последнее время они стали наиболее актуальны.

Особое значение для эффективности выполнения функций топ-менеджеров имеют такие особенности как:

  • развитое стратегическое и аналитическое мышление;
  • высокий эмоциональный интеллект;
  • умение быть командным игроком;
  • умение оценивать риск;
  • тип мотивации (стремление к достижению успеха);
  • хорошие коммуникативные навыки.

Конечно, со временем происходит некая эволюция компетенций топ-менеджеров, ведь рынок ставится более сложным в смысле насыщенности и конкуренции управленцев.