Пять особенностей топ-менеджмента по-украински

Елена Рыжкова, партнер консалтинговой компании Jansen Capital Management, консультант по управлению, бизнес-тренер, об особенностях украинских управленцев и их непростых взаимоотношениях с собственниками бизнеса и талантливыми сотрудниками
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Недостаток коммуникации и доверия

Доверие — это маркер, который становится особо значимым в состоянии неопределенности, уязвимости, при потере контроля над ситуацией. Если менеджер имеет возможность контролировать ситуацию и поведение подчиненных, таким ресурсом, как доверие, в управленческой практике он часто пренебрегает. Однако нужно понимать: чем выше уровень контроля, тем больше связанные с ним издержки. Контролировать всех и все — слишком дорогое удовольствие. Кроме того, отсутствие баланса между контролем и эффективностью нередко мешает развитию бизнеса. Ведь чем сложнее цели, тем шире полномочия, больше делегирования и командной работы.

Часто случается, что готовность персонала доверять не соответствует характеру внутрикорпоративных коммуникаций. Недостатки коммуникативных и информационных систем затрудняют развитие доверия между рядовыми работниками и менеджерами среднего и высшего звена. Недоверие персонала также может быть вызвано низким уровнем личного авторитета или пассивной позицией менеджера.

Иерархическая дистанция

Многие отечественные компании — патерналистские, большинство их собственников являются лидерами первого поколения. Свою компанию они строят как семью. Патерналистские отношения — это отеческие отношения, где отец является гарантом выживания группы, а потому имеет полное право казнить или миловать. Члены семьи должны выполнять определенные функции, причем выполнять их в точности так, как сказал отец. Этим объясняется иерархическая дистанция между топ-менеджерами, миддл-менеджерами и рядовыми сотрудниками.

Низкая самооценка

Низкая самооценка — еще одна характерная особенность нашей культуры, лишающая сначала внутренней, а затем и внешней свободы. Надо понимать, что топ-менеджеры — своеобразные заложники власти, ведь им есть что терять. Во многом это наследие советских управленческих традиций. Впрочем, психологи отмечают, что сегодня в стране растет поколение, у которого с самооценкой все в порядке, поэтому с ними приходится вести себя иначе. Эта тенденция заметна, например, в среде программистов. Они легко меняют одну компанию на другую, они лояльны не столько к компаниям и их собственникам, сколько к задачам: если им интересно, если их компетенции востребованы, они остаются, если нет — уходят.

Сложности передачи власти от собственников к топ-менеджменту

Если собственник бизнеса — харизматичный экстраверт, в его компании вы не увидите четко структурированных процессов (если, конечно, он не строил систему с помощью сильных топ-менеджеров, привлеченных со стороны). Потому что у него самого нет потребности в таких процессах, зато есть потребность в развитии, постоянной трансформации. Но на определенном этапе развития потребность в отлаженных процессах неизбежно возникает. Чем больше компания, тем эта потребность выше. В такой ситуации собственники делают разный выбор: уходят с головой в новый бизнес, уходят на покой и передают управление кому-то из семьи или наемному топ-менеджеру. Последний вариант проходит наиболее болезненно: психологически крайне тяжело отпустить своего ребенка, даже когда умом понимаешь, что он уже вырос и у него свой путь. Здесь проблема доверия ключевая.

Лояльность важнее таланта

В украинских компаниях деньги нередко стоят в иерархии на более низкой позиции, чем отношения. И все же, несмотря на издержки, именно сочетание деловых отношений с личными придает особый облик украинскому бизнесу. Специфика культуры отношений приводит к тому, что лояльность у нас ценится выше таланта. С талантами сложно работать, ведь по-настоящему профессиональные, талантливые люди не боятся покидать компанию, если им некомфортно, или в случае, когда нарушены договоренности.

Елена Рыжкова — одна из 24 спикеров и бизнес-практиков ЧЕТВЕРТОГО HR Wisdom Summit. Более детально о том, что важно и ценно для владельцев и СЕО, Елена расскажет на мероприятии 23 июня