Украина готовит симметрический ответ России

Андрей Окара, российский политолог: «Вопрос о принадлежности Крыма и Севастополя вряд ли перейдет в измерение реальной политики. Этот вопрос из области информационных войн»

Проблема, связанная с пребыванием российского ЧФ на территории Украины в Крыму, - это политическое решение, которое в свою очередь компенсировалось политическими подходами к определению цен на российский газ и на его транзит через территорию Украины. То есть, проблема с газом так или иначе была увязана с проблемой флота и теми вещами, которые были зафиксированы в большом договоре 1997 года. Вполне закономерно, что напряженность в газовой сфере приведет к напряженности в сфере флота.

Раньше в вопросах, связанных с пребыванием российского флота на ее территории, Украина смотрела сквозь пальцы. Раньше Кучма говорил Путину в Севастополе, что мы вам сколько денег должны, поэтому вы не беспокойтесь о флоте. Сейчас же у Украины есть желание отвечать симметричными мерами на вызовы, возникающие с российской стороны. Проблема с флотом является симметричным ответом на газовый и остальные кризисы, которые были созданы в Украине в последние несколько месяцев.

Я думаю, что арендная плата за пребывание российского флота на территории Украины в сумме $97 млн. в год - это, как в гражданском праве, - реальный ущерб. Еще есть моральный ущерб. Думаю, что цена в $97 млн. - это та цена, которой оценивается реальная аренда ЧФ, она близка к разумной действительной цене. Когда речь идет о $1,8 млрд. в год, то это та цена, которая включает в себя фактор риска, - то есть пребывание на украинской территории флота иностранного государства, у которого свои достаточно непростые отношения с теми странами, которые пребывают в акватории Черного моря. Это создает очень серьезные риски для места базирования флота, для города и для всего региона.

Теоретически есть шансы у Украины поднять цену. Но нужно учесть, что украинские переговорщики на переговорах с российской стороной как-то быстро всегда сникают и сходят на нет, а российские переговорщики, в свою очередь, украинских переговорщиков, как правило, легко уламывают. Здесь проявляются различия в политической культуре и непосредственном дипломатическом и политическом опыте. Если смотреть, как решались другие российско-украинские проблемы, то думаю, что у украинских переговорщиков шансов серьезно поднять арендную цену очень мало. А поднять ее чуть-чуть, думаю, это реально.

Если говорить о возможности каких-то пересмотров статуса Крыма и Севастополя в связи с украинскими инициативами по аренде и вопросами пересмотра договора 1997 года, то я думаю, что украинский статус Крыма и Севастополя закреплен в очень многих международных документах. Так называемый «Большой договор о дружбе» 1997 года не является правоустанавливающим в плане определения статуса Крыма и Севастополя. Даже если с российской стороны могут начаться заявления о попытках каких-то пересмотров, то речь будет идти не о государственных органах и государственных чиновниках, а будут в качестве пробного шара запущенные люди типа Константина Затулина, с определенным амплуа. Хотя для давления на Украину возможны все средства, но я не думаю, что вопрос о принадлежности Крыма и Севастополя может перейти в измерение реальной политики. Этот вопрос из области информационных войн.

Не исключено, что после «газовой», «маячной», «мясо-молочной» наступит очередь и других войн. Возможна еще «шельфовая» война, может заостриться «трубная» война, проблемы острова Тузла. Может также обострится виток «газовой войны». Мне кажется, что цена в 95 долларов зафиксирована как-то несерьезным образом.

Думаю, что эти вызовы будут, но мне кажется, что их актуальность резко снизится после 26 марта. После 26 марта они станут бессмысленными, они обретут исключительно экономическое измерение. А сейчас они имеют политическое, а иногда даже геополитическое измерение.