Губернаторская неразбериха

Владимир ФЕСЕНКО, политолог: «Сейчас ключевая проблема, на которую пока не нашли ответа: когда и как будут назначать новых губернаторов?»
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На уровне областных советов конфигурации коалиций будут отличаться от парламентской коалиции. В областных и городских советах уже сейчас необходимо создавать большинство, тогда как в парламенте этот процесс затянется до мая. К тому же в каждом регионе сложилась своя политическая ситуация, и там будут превалировать местные договоренности. Хотя лидеры партий пытаются контролировать и направлять этот процесс. Местные коалиции будут неустойчивыми, поскольку в законодательстве не зафиксировано обязательное создание коалиции в местных советах. К тому же на уровне местных советов нет императивного мандата, что обусловит миграцию депутатов между фракциями.

Нелегко придется и губернаторам. Некоторым уже сейчас местные советы выразили недоверие или собираются это сделать в ближайшей перспективе. В Донецкой и Луганской областях эта проблема уже решена. На очереди — Харьковская и Киевская области.

Кстати, губернатор Киевщины находится в числе первоочередных претендентов либо на снятие, либо на перемещение на другую должность. И дело не только в том, что фракции БЮТ и СПУ имеют большинство в Киевоблсовете. Сами результаты выборов красноречиво показывают: губернатор получил вотум недоверия от избирателей. Это уже серьезный повод для президента менять руководство области.

Можно ожидать, что президент и правительство могут пойти на опережающие действия и перевести некоторых губернаторов на другую работу. В случае если инициатива об увольнении губернаторов будет исходить от местных советов, президент и центральная власть получат серьезный политический вызов. Правда, это вовсе не значит, что автоматически будут назначаться губернаторы от тех партий, которые победили на выборах в местный совет.

Сейчас ключевая проблема, на которую пока не нашли ответа: когда и как будут назначать новых губернаторов? Что касается законопроекта о внесении изменений в Конституцию относительно местного самоуправления (№3207-1. — «ДЕЛО»), то о нем можно забыть, так как нарушена конституционная процедура его рассмотрения. Второй раз этот законопроект мог быть проголосован на последней сессии Верховной Рады. Но для этого Конституционный суд, в который он направлен, должен был дать ему свою оценку. Этого не произошло, потому что суд не имел кворума и не работал. Теперь этот законопроект необходимо рассматривать заново. Не исключаю, что «регионалы», а может быть и БЮТ, попытаются выступить с инициативой проведения прямых выборов губернатора. В любом случае, нужно очень хорошо поработать над текстом этого законопроекта, чтобы выписать все процедурные моменты. В законопроекте четко не выписано понятие местных общин, когда и как будут передаваться функции районных администраций, в случаи их ликвидации. То же самое касается пункта о перераспределении функций между областными администрациями и областными советами. Не понятно, когда и как приобретут распределительные функции исполкомы областных советов. Необходимо принять коррективы к Бюджетному кодексу, которые бы усилили бюджетные полномочия местных советов. Если это все не прописать, то будет большой хаос в работе местной власти. А пока законопроект не принят, полномочия и губернатора, и руководителя областного совета не изменяются. Хотя партийный характер выборов и более демократическая ситуация в стране спровоцировали местные советы на выражение недоверия губернаторам. Раньше такого никогда не было.