«Серый» поток — проблема всех таможенников

Глава Киевской региональной таможни Анатолий Макаренко считает, что, как правило, инициатором денежного вознаграждения является не таможенник, а предприниматели, заинтересованные в привилегиях при оформлении грузов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Как закончила 2005 год Киевская региональная таможня – самая крупная в стране?

В 2005 году наша таможня перечислила в госбюджет свыше 9 млрд. грн., оформила более 300 тыс. грузовых таможенных деклараций. Общий вес товаров, оформленных таможней, превысил 4,5 млн. тонн.

Таможни различаются по специфике грузов. На чем специализируется Киевская региональная?

Отличие Киевской региональной таможни в том, что через нее проходит больше импорта. Таможни Донбасса, металлургических регионов специализируются на экспорте. Черноморская – на оформлении морских грузов.

Киевская таможня лидирует по объемам таможенного контроля и таможенного оформления грузов. У нас проходят оформление тысячи товарных позиций – от сложных медицинских препаратов до самолетов. В составе таможни два аэропорта - «Жуляны» и «Гостомель». Мы также оформляем грузы, которые идут по Днепру речным транспортом.

Как вы боретесь с так называемым «серым» потоком?

Действительно, «серый» поток - недостоверное декларирование товаров с целью незаконной минимизации таможенных налогов - имеет место, но это проблема не только Киевского региона. Профессионализм таможенников растет вместе с интеллектуальными способностями контрабандистов, разработчиков различных схем уклонения от уплаты налогов. Создаются целые механизмы перемещения товаров через таможенную границу страны и их таможенного оформления по поддельным документам, фальсифицированным товарным кодам, с занижением таможенной стоимости или недостоверно заявленным таможенным режимам.

Но позитивные результаты налицо - если пять лет назад Киевская таможня получала 1,8 тыс. грн. налогов с тонны груза, то сегодня - около 3,6 тыс. грн. Однако я уверен, что голым таможенным администрированием не победить контрабанду и «серые» схемы. Нужны экономические рычаги влияния.

Какими вы их видите?

Необходимо широкое внедрение электронного декларирования, системы анализа и управления рисками, смещение центра тяжести таможенного контроля в сторону постаудита, перехода на работу в полном соответствии с принципом Всемирной таможенной организации – от тотального контроля за товарами к контролю за информацией о них.

В конечном итоге мы придем к тому, что для выполнения функций контроля таможенный инспектор будет иметь доступ к информационным системам участника внешнеэкономической деятельности на условиях, установленных законодательством.

Не секрет, что импортеры при работе с таможней сталкиваются со многими бюрократическими трудностями. Александр Егоров со своим приходом на должность п редседателя Государственной таможенной службы в сентябре прошлого года заявлял о намерении упростить и оптимизировать эти процедуры. Что-то изменилось с тех пор ?

Я думаю, изменения ощущают, прежде всего, те предприятия, которые имеют, так сказать, высокую таможенную репутацию. Это предприятия, своевременно и в полном объеме уплачивающие необходимые таможенные налоги и сборы, не имеющие нарушений таможенного законодательства. Сегодня они пользуются так называемым режимом благоприятствия. Причем в Киевской региональной таможне немало таких фирм.

Коротко о реализации принципов «единого окна» и «единого офиса». Сейчас таможенники с досадой вспоминают времена, когда «в срок до…» сносились стены и вышибались двери. С одной целью: отрапортовать о «застекленной» таможне. Без соответствующих таможенных процедур и должного уровня взаимодействия с другими службами (ветеринары, экологи и т. п.), без целого комплекса других системных изменений «единое окно» так и оставалось бы потемкинской деревней. Сегодня идет насыщение понятия «единое офисное пространство» конкретными нормативными актами Гостаможни, отрабатывается система взаимодействия с другими структурами.

А как вы противостоите взяточничеству?

Проблема есть, но она рождена не таможенной системой. Как правило, не таможенник является инициатором денежного вознаграждения, а предприниматели, которые заинтересованы в тех или иных привилегиях при таможенном оформлении. Пока не переведутся «дающие», не исчезнут и «берущие». Мздоимство – болезнь любого бюрократического механизма. А таможня с ее административным ресурсом на поле движения огромных товарных и денежных потоков всегда остается зоной риска коррупции.

На мой взгляд, решать проблему на таможне и не только там необходимо путем минимизации человеческого фактора в принятии решений. Инспектор таможни должен быть поставлен в условия, когда принимать решение будет беспристрастная техника, а система контроля позволит провести эффективный постаудит. Это максимальное содействие легальному внешнеэкономическому бизнесу, создание равных правил игры для всех участников рынка, взаимодействие, взаимоинформирование соответствующих государственных структур и т. д.