Один день из жизни приднестровской заставы

Дальнобойщики пьют, жители Приднестровья разбивают палаточные городки, таможенники забирают паспорта у водителей. Такой ситуацию увидел корреспондент «ДЕЛА», побывавший в зоне таможенного конфликта Украины и Приднестровья.
В пункт пропуска Кучурган

Бесконечных очередей и пробок на таможне, о которых твердили последние три дня киевские СМИ, видно не было. Только четыре огромные фуры на обочине перед въездом на таможню.

День простоя — 300 евро

Последним в караване стоял зеленый грузовик с десятком бэушных иномарок. Номера — литовские. Водитель — молодой низкорослый парень Сергей — вниманию журналиста ничуть не удивился. Он гостеприимно пригласил к себе в кабину показать свой водительский быт. Сергей работает в литовской фирме «Йовива», занимающейся автомобильными перевозками. Авто из Италии, которые он везет в этот раз, предназначаются заказчику из приднестровского города Бендеры. По его словам, за каждый день простоя его фирма теряет минимум 300 евро. Сергей в Кучургане ждет решения вопроса с таможенными документами третий день, и основные неудобства у него вызывает неопределенность положения. «Я ждать привык, но тут ситуация неконтролируемая. Сколько еще дней я здесь буду сидеть, предсказать сложно», — рассуждал водитель.

В отличие от своих украинских коллег, Сергей ездит в поездки один, поэтому его отдушиной в период вынужденного простоя стали телевизор, газеты и книги. Все, что он с собой взял в дорогу, уже успел прочитать. И еще одним неудобством для себя считает отсутствие в Кучургане газет. Питается литовский водитель в придорожных кафешках, но сетует, что «наличка» у него заканчивается.

Пока Сергей делился своими историями, к его зеленому фургону подошли два пограничника, один из которых оказался женщиной. «Вы из Литвы? — добродушно спросила пограничница. — Как там у нас?» Из разговора было понятно, что она в Кучургане — гостья, и прибыла сюда в составе какой-то официальной делегации. «Вам еще повезло. А у ребят на приднестровской границе забрали документы и паспорта», — утешала женщина своего земляка. От общения с представителем СМИ пограничница и ее украинский коллега (об этом свидетельствовала табличка на его груди) категорически отказались.

Донбасс ждет, пока «папы» договорятся

А вот кому пришелся по душе трехдневный простой, так это донецким водителям. Их я встретила у выхода из приграничного бара. Шатающейся походкой двое немолодых мужчин направилась к фуре с донецкими номерами, на которой красовалась реклама изделий одного из хлебобулочных комбинатов города Донецка. Эти водители оказались менее гостеприимными, чем литовец. Однако после позитивных высказываний о донецком регионе и тамошнем жизненном устрое они растаяли. Один из них, Юрий, который был изрядно подшофе, сообщил, что в Кучургане он стоит третий день, а его конечный пункт назначения — Тирасполь, куда он везет донецкие сушки. На вопрос, что он думает относительно конфликта на таможне, Юрий философски заметил: «Нам объясняют, что это политика. А я тебе так скажу: если «папы» ругаются, нам нечего туда соваться». Не менее многозначительно Юрий прокомментировал вопрос, какие убытки терпит его хлебокомбинат от простоя товара: «У нас в Донецке убытки не потерпят».

Еще одна компания водителей расслаблялась в приграничном баре. Часть людей была из Одессы, другая — из Ужгорода. Закарпатцы рассказали, что везут партию утюгов в Приднестровье, но на скорое возвращение на родину не рассчитывают. «Хозяин и заказчик что-то решают. Но говорят, что не раньше 9 марта ситуация прояснится. Утверждать груз на молдавской таможне — это значит платить двойную цену. Кто ж на это пойдет?» — сказал водитель Степан.

Приднестровье на пороге революции

Проанонсированные акции протеста корреспондент «ДЕЛА» увидела, уже пройдя таможенный контроль с украинской стороны. В нейтральной зоне также стояла вереница грузовых машин. Водитель одной из них признался, что стоит здесь с субботы и везет из Приднестровья в Россию партию текстолита. «Сам-то я вернуться могу, но машину бросить — это значит остаться без солярки и колес. Я однажды в такой ситуации уже побывал», — рассказал он.

В это время к его машине подошел приднестровский таможенник и, не церемонясь, приказал переставить машину на другую сторону дороги. Для чего это нужно, стало понятно уже через 200 метров. К веренице автомобилей в нейтральной зоне приближались около полусотни мужчин с транспарантами. «Украинцы! Не идите на поводу у воинствующей клики Воронина!», «Украина! Твоими руками Молдова хочет задушить Приднестровье!» и «Блокада ПМР — это атака и против тебя, Россия!» — гласили некоторые из них. Какую политическую силу или общественное движение представляют эти люди, они рассказывать отказались. «Мы — за мир и свободу!» — кричали они.

Плакаты и транспаранты участники манифестации держали в руках. Часть из них активисты развешивали на мосту, который относился к нейтральной полосе. Мужчина с плакатом «Долой блокаду ПМР!» заверял, что акция протеста носит мирный характер, и блокировать движение транспорта никто не планирует.

За плакатчиками стояла группа женщин. Они, в отличие от своих коллег-мужчин, с гордостью сообщили, что представляют общественную организацию «Тираспольчанка». Женщины были настроены более воинственно, чем мужчины. Одна из них, узнав, что я киевский журналист, грозно спросила: «Почему вы в Киеве не можете прижать к ногтю своего «оранжевого» президента? Вы считаете, он правильно поступил с нами?» Другие участницы, подогретые ее резкими высказываниями, стали выкрикивать: «Ющенко не прав!», «Он — не человек!», «Поддержите нас!».

Революционный быт

В 100 метрах от представительниц женского движения стояла брезентовая палатка с двумя флагами Приднестровья. Возле нее также толпились люди. Пока женщины выражали свою гражданскую позицию, к палатке подъехал грузовик с буржуйкой. Стоящие возле палатки мужчины радостно вскрикнули: «Наконец-то!» и принялись разгружать машину. Кипела жизнь и в самой палатке. Там стояли три стола с незамысловатой едой (консервы, тушенка, хлеб, чай) и пять кроватей с матрасами и одеялами. В углу лежала большая куча дров. Ели, общались и сновали по палатке около 30 человек. Оказалось, что это импровизированный штаб еще одной группы приднестровцев, решивших выразить свой протест Украине. Один из ее активистов Алексей, приехавший, по его словам, из приднестровского села Чобручи, заявил, что они не представляют никакую партию или общественную организацию, а просто организованные протестанты. «Мы выражаем недовольство Украине, которая пошла на поводу у Молдовы», — сказал он.

Сергей Макаров из Тирасполя, представившийся участником боевых действий, раздавал организационные команды. Он сообщил, что главная цель его соратников — снять экономическую блокаду Приднестровья. «Пусть президенты придут к единому мнению, тогда мы уйдем отсюда. Но будем стоять до конца, даже если это затянется на месяц», — заверил он, правда, не уточнив, какой именно конец устроил бы рядовых приднестровских протестантов. «С какой это радости Молдова в Приднестровье распоряжается, если 15 лет она здесь никто? А вы, Украина, пошли на поводу у американцев, подстелились под них», — возмущался Сергей.

Приднестровье полагается на Россию

Сергей также рассказал, что хотя официально приднестровские таможенники сохраняют нейтралитет, на самом деле они помогают митингующим приднестровцам. «У них тоже есть жены и дети. И они понимают, что все деньги, платежи уйдут в Молдову», — объяснял он. Хотя сами участники манифестации и отказались блокировать движение автотранспорта, официальные источники в тот день сообщали, что задерживать грузы, в том числе транзитные, начали приднестровские таможенники. Свидетельством этому были фуры, стоящие возле лагеря. Водитель одной из них — одессит — рассказал, что успел привезти свой груз в Приднестровье еще до начала конфликта. Однако когда он, пустой, ехал обратно, приднестровские таможенники его не пропустили, забрав все документы, в том числе и паспорт.

В лагере очень рассчитывают на поддержку России. В частности, в тот день там все ждали делегации для поддержки участников митинга из этой страны. «В Кишинев их не пустили, так они теперь едут через Одессу», — рассказывали в лагере.

В самом Тирасполе официальная делегация Российской Федерации уже знакомилась с ситуацией, возникшей после введения новых таможенных правил. Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ Валерий Кеняйкин признал, что введение новых таможенных правил влечет за собой экономическую блокаду Приднестровья, и заявил, что от введения Украиной новых таможенных правил страдают не только приднестровские предприятия, но и российский бизнес. «Производственные предприятия, которые работают по заказу российского бизнеса, практически приостановили свою деятельность», — сообщил он.

Министр реинтеграции Молдовы Василий Шова поспешил опровергнуть результаты проверки российских экспертов, спрогнозировавших масштабный экономический кризис из-за ситуации в Приднестровье. «Непонятно, из чего делаются выводы об экономическом кризисе. Приднестровским экономическим агентам не делаются никакие препятствия. Напротив, мы создали льготные условия регистрации. Вся проблема сейчас заключается в том, что приднестровские власти не разрешают товарам и грузам свободно передвигаться через свою территорию. Самоизоляция опасна и чревата последствиями для экономических агентов Приднестровья», — утверждает министр.

Заявили об оптимизации деятельности предпринимателей из Приднестровья и депутаты Молдовы. Вчера парламент этой страны принял в первом чтении законодательные поправки, уточняющие схему возврата налогов, которые уплачены в молдавский бюджет экономическими агентами из Приднестровья. Схема разработана во избежание двойного налогообложения. Теперь зарегистрировавшееся в молдавских органах приднестровское предприятие платит налоги в соответствии с молдавскими правилами, а суммы, полученные при этом, скапливаются на специальном счету таможенной службы. После поступления товара к месту назначения эти суммы возвращаются экономическим агентам с тем, чтобы быть уплаченными в приднестровский бюджет. Власти Молдовы утверждают, что эта схема направлена в том числе и на то, чтобы доказать, что молдавский бюджет не будет пополняться за счет зарегистрировавшихся в Кишиневе приднестровских предприятий. В окончательном чтении документ будет рассмотрен в пятницу и вступит в силу сразу после его опубликования.