40% активов негосударственной пенсионной системы находятся в зоне риска — УАИБ

Нестабильность банковской системы и перевод активов НПФ в седьмую очередь в порядке возмещения средств Фондом гарантирования вкладов привели к тому, что почти 300 млн грн активов негосударственных пенсионных фондов оказались в зоне риска
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Почти 40% активов негосударственных пенсионных фондов (НПФ), а также 20% публичных фондов институтов совместного инвестирования (ИСИ) попали в зону риска из-за нестабильной ситуации в банковской системе Украины, сообщил генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) Андрей Рыбальченко.

"На сегодняшний день, исходя из конъюнктуры рынка, а также требований законодательства, до 40% активов негосударственной пенсионной системы находятся на банковских депозитах — это порядка 300 млн грн. С учетом нынешней ситуации это активы, которые находятся в зоне риска. Что касается публичных фондов ИСИ, там также есть требование о размещении части активов на депозитах. Учитывая, что наша публичная система на сегодня составляет порядка 11 млрд грн, до 20% этих средств находятся в банковской системе, то есть они также в зоне риска", — сказал он во время пресс-конференции в Киеве.

Кроме того, ситуация усугубилась после того, как в начале 2015 года активы НПФ были переведены с первой очереди в седьмую очередь в порядке возмещения средств.

"Что такое седьмая очередь: это, по сути, никому и ничего. Уже сейчас у нашего сектора есть большая проблема с возвратом средств, которые попали в банковскую систему, вернее, не попали, а согласно законодательству, должны двигаться только через банковскую систему. Открытые публичные фонды находятся в такой же ситуации", — пояснил он.

"Фонд гарантирования вместе с Нацбанком пролоббировали исключение депозитов НПФ из закона ("О системе гарантирования вкладов физических лиц"). То есть, на сегодняшний день, кроме остатка на текущем счете хранителя, где обычно — копейки, ни один депозит пенсионного фонда в банковской системе не обеспечен какой-либо защитой. Он такой же, как любой другой депозит любого предприятия", — дополнил его глава УАИБ Дмитрий Леонов.

По его данным, по состоянию на начало 2015 года общая сумма активов ИСИ и НПФ в банках, находившихся в состоянии ликвидации, составляла 438,15 млн грн, в том числе 11,7 млн — активы НПФ. При этом крупнейшими должниками являются Брокбизнесбанк, где заморожены активы на 353,43 млн грн, банк "Камбио" — 51,9 млн грн, а также БГ Банк и банк "Аксиома" — немногим более 10 млн грн.

"По сути, там уже все умерло. Юридически мы не можем говорить, что проблемный банк окончательно ничего никогда и никому не вернет, и эти активы, соответственно, не могут быть списаны. Но вы видите, как обстоят дела... Кроме того, здесь еще не учитывается Дельта Банк", — подчеркнул глава УАИБ.

В целом, резюмировал Леонов, власти Украины должны более уважительно относиться к гражданам страны, в первую очередь к субъектам предпринимательской деятельности, которые инвестировали средства в этой стране, а не вывел их за границу.

"Если этого не будет, мы в ближайшей перспективе сможем рассчитывать только на очень специфичный вид денежных потоков — прямые инвестиции, предусматривающие приобретение контроля над субъектом хозяйствования. При этом, как всегда, будут требоваться государственные гарантии неприкасаемости этих инвестиций или какие-то неконкурентные, специфические условия функционирования инвесторов. Это в конечном итоге будет способствовать секторальной распродаже экономики Украины. В краткосрочной перспективе это может показаться эффективным, но рано или поздно это даст и негативный эффект, который абсолютно четко можно проследить по зарубежному опыту. Мы — не первая страна, которая что-то вот так вот распродавала", — сказал он.

"Вследствие таких действий небанковский финансовый сектор может, по сути, прекратить существование", — дополнил его Рыбальченко.