И депутаты, и население слишком мало знают о функциях центробанка — член миссии МВФ

Вернер Элерс, член миссии МВФ, консультировавший Центральные банки Китая, Грузии и Ливана, с начала 2015 года регулярно приезжает в Украину в качестве консультанта украинского Центробанка. Он поделился с Delo.UA своим видением причин текущего финансового кризиса в стране, а также опасениями относительно работы НБУ

В ходе своих визитов в Украину я занимаюсь, в основном, консультациями в сфере европейского банковского законодательства. Украине, поскольку она подписала Ассоциацию с ЕС, важно знать, как устроены банки в Европе.

Один из вопросов, о котором мы говорим с Национальным банком, это причны, по которым возник нынешний финансовый кризис. За время работы в Украине мы увидели в этой связи несколько проблем. Во-первых, не было достаточно внимания уделено риск-менеджменту, потому это и является одной из основных тем наших консультаций. Вторая огромная проблема — отсутствие понимания функций центрального банка как среди населения, так и среди банкиров. Мы пришли к выводу, что нам нужно проводить какие-то мероприятия по повышению квалификации.

Если в экономике проблемы, все обвиняют центральный банк. Когда-то на эту тему высказывался президент нашего Бундесбанка. Он сказал, что если появляются проблемы в экономике, то нельзя обвинять в этом только центральный банк, он ничего с этим поделать не может в одиночку.

Я был в феврале на парламентских слушаниях в Верховной Раде и был поражен тем, насколько некоторые депутаты не разбираются в вопросе, не знают, какие у центрального банка функции, и во всем обвиняли именно центральный банк.

Я бы хотел их спросить — а что бы вы делали в той ситуации, которая сложилась в конце прошлого года, когда остался минимум резервов? Как вы собирались бы обеспечить стабильный курс? Да, центральному банку пришлось пойти на болезненные меры, но им не было альтернативы.

Но не только депутаты — население тоже мало знает о функциях как банков вообще, так и НБУ в частности. В этом плане мне нравится инициатива Ассоциации украинских банков по финансовой грамотности населения. Например, НБУ не может отвечать за фиксированные цены, например, на газ, не может в одиночку отвечать за инфляцию — тут необходимо, чтобы все регуляторы действовали сообща.

Сегодня в Нацбанк пришло много новых людей на руководящие должности. Появилось много молодых людей, с западным образованием, опытом работы в коммерческих банках, в том числе, за границей.

Но даже у них не хватает специфических знаний о том, что такое центробанк. И я сейчас не говорю о владении всеми инструментами экономического прогнозирования — есть специалисты в этой сфере, или в тонкостях денежной политики разбираться — для этого тоже есть специалисты. Им нужны специфические знания относительно функций центробанка, и в этом мы готовы помочь, поделиться опытом европейских и других стран. Мы часто видим, как молодые новые руководители пытаются перенести свой опыт коммерческих банкиров на Национальный банк, а это неправильно, есть большая разница.

Центробанку нужно определиться со своей стратегической целью, и, опираясь на нее, отработать оперативные цели по подразделениям Нацбанка. Это не так просто. Если взять коммерческий банк, там цель — получить прибыль, увеличить ее, увеличить возврат капитала, операции с частными клиентами. Понятные и более-менее простые цели. Нацбанк же не может ставить своей целью получение дохода. Это не функция НБУ, да он и не может влиять на массу вещей, которые формируют его прибыль. Кроме того, чем больше прибыль — тем больше риски, а идти на риски центробанк не может, он не имеет права.

Я в свое время работал не только в Бундесбанке, но и в коммерческом Дойче Банке и могу хорошо сравнить функции и отличия работы коммерческих и центральных банков. Еще один нюанс — после кризиса центробанки начали заниматься ценовой стабильностью, это правильный подход, но и тут не все так просто — тут нужно сотрудничество с Минфином. Во многих центробанках для этой цели были созданы департаменты финансовой стабильности, в том числе и в Национальном банке Украины.

Если взять немецкий пример, то у нас для этого было налажено соответствующее сотрудничество с Минфином. Был создан совет по финансовой стабильности, куда, в том числе, вошли представители Бундесбанка, и Минфин не утверждал никаких решений без согласования с регулятором. Такая модель сотрудничества применялась в Германии, и мы можем поделиться этим опытом с Украиной.

Цели, которые сейчас себе НБУ поставил, очень амбициозны — и мы видим процесс трансформации Нацбанка. Должен отметить, что уже сейчас мы видим позитивные изменения, например, регулятор усиленно борется с бюрократией внутри себя. Пытается сделать свою структуру стройнее и прозрачнее, пытается информировать о деятельности, о процессе принятия решений, а это та тенденция, которую мы наблюдали в свое время в Германии. Бундесбанк был когда-то очень закрытой структурой, но в последнее время стал более открытым и прозрачным.

Есть также позитив в усилении контроля за выданным банкам рефинансированием — назначение кураторов в банки. Это правильно, необходимо использовать превентивные инструменты контроля, но это не только задание НБУ, это задание всех институций. Банки, которые получили рефинансирование, должны отвечать за полученные деньги. В Германии в этом направлении определенные нововведения были имплементированы только 1 января нынешнего года, через новые директивы ЕС.

Дело в том, что банковские топ-менеджеры за позитив в работе получают денежные бонусы, но когда делают ошибки — никак за них не отвечают, так что мы внесли соответствующие изменения в законодательство, согласно которым тот, чья деятельность привела к таким последствиям, должен нести ответственность. Также мы видим, что Нацбанк решает вопрос с выдачей кредитов связанным лицам — для Украины это большая проблема. Также НБУ ввел понятие срочных депозитов. Правда, не совсем понятно, почему это решение было принято так поздно.

Сейчас, кстати, бытует мнение, что если бы был введен полноценный запрет на снятие вкладов, удалось бы избежать такого глубокого кризиса. Я с этим не согласен — государство не должно вмешиваться в свободу решений граждан. В 2008 году, после кризиса, который был вызван банкротством Lehman Brothers, в Германии сняли за один месяц столько наличности, сколько снимают за полтора года. Нам приходилось завозить наличку из других стран! Тем не менее, решение о срочных депозитах было абсолютно правильным.

Так что, несмотря на возникающие вопросы, я однозначно вижу признаки улучшения и стабилизации ситуации — рост остатков на счетах населения, выход банков из убытка в прибыль. И хочу сказать, что и немецкое правительство, и наша организация готовы работать с Украиной и помогать ей всеми силами.