Мобильный банкинг достиг третьей платформы — SAP

Социальные сети, дата-центры и облачные технологии — вот с чем придется активно работать банкам уже через несколько лет

В ближайшее время 20 тыс. банков по всему миру исчезнут, а на их место придут несколько "цифровых", сказал год назад Франциско Гонсалес, гендиректор банка BBVA. Украинские банки уже активно к этому готовятся и, учитывая требования регулятора, стараются постепенно внедрять у себя интернет-банкинг.

"Мир сегодня входит в третью мобильную платформу. Первой платформой были терминалы, второй — ПК, а в третью компания IDC выделила четыре драйвера современного рынка информационных технологий — облака, социальные сети, мобильные технологии и "большие данные", и эти компоненты дают свое влияние на банки, — убеждена Ольга Петрусенко, директор департамента развития бизнеса в финансовых организациях SAP Украина.

Электронное банковское обслуживание и конкурентная борьба с небанковскими организациями вошли в список десяти ведущих мировых тенденций в 2014 году. Социальные сети начинают активно предлагать перевод денежных средств и какие-то минимальные расчеты. Поэтому любые запреты НБУна диджитал-операции, не могут влиять и противостоять мировым тенденциям и тормозит их только в Украине, объяснила Ольга Петрусенко.

Слухи о наличии функции перевода денег в Facebook появились еще несколько месяцев назад. В сентябре исследователь ИТ-безопасности Джонатан Здзярски уже обнаружил в мессенджере наличие кода электронных платежей.

В январе 2014 года китайский мессенджер WeChat запустил функцию, которая позволяет переводить деньги другим пользователям приложения. В июле платежная система МОБИ. Деньги и сингапурская компания Fastacash представили сервис MOBI.Cash, который позволяет переводить деньги онлайн через соцсети. На данный момент сервис действует во "ВКонтакте", а в скором времени должен быть подключен Facebook и "Одноклассники".

"Безусловно любой банкинг, работающий и в Украине, и в СНГ, и Европе не может существовать без ИТ-технологий. Я замечаю, что банки в Украине несмотря на кризис просматривают для себя программные продукты и активно готовятся к рывку. Но банк не может принять решение, не опираясь на аналитику. И для внедрения любых решений нужно иметь стратегию", — подчеркнул Владимир Картавцев, директор компании "Экстра Консалтинг".

"Хотя банк и строго регламентированная институция, он не может оставаться в стороне от инноваций. Социальные сети проникают в нашу работу. У себя мы пытаемся упростить не только те интерфейсы, которые клиент использует, но и использовать социальные сети — например, отвечая там на вопросы клиентов", — считает Елена Маштакова, руководитель проектов Управления по вопросам управления изменениями UniCreditBank.

По ее словам, сегодня молодому поколению проще "запостить" вопрос на странице банка в социальной сети, чем звонить в call-центр. Поэтому банк активно использует свои интернет-представительства. "Но мы также понимаем, что не все наши клиенты пойдут за новыми технологиями и останутся те, кто будут посещать отделения. Нужно быть в балансе и присутствовать везде", — объяснила она.

"Сегодня банку нужно быть доступным для клиента 24 часа в сутки в режиме онлайн. И это подталкивает нас развивать дистанционные каналы обслуживания, но для нас это не только выписки, оплата платежей или консультации. Мы используем интернет-банкинг также как канал информирования клиентов о новых услугах", — говорит Денис Дубовик начальник отдела ИТ "УкрСиббанк". По его словам, входя в интернет-банк клиент должен чувствовать себя так, как будто он находится в отделении.

Он также подчеркнул, что электронный банкинг — это не только классические операции, которые всем понятны. Инновационность заключается в том, что посредством использования различных каналов банк может строить разные поведенческие модели пользователя. Это развитие новых каналов, когда банк на основе полученных данных понимает потребности клиентов.

Кроме этого, банки сейчас все активнее используют социальные сети. Во-первых, для определения отношения пользователей к банку с помощью подсчета негативных позитивных отзывов. Во-вторых, для кредитования частных лиц: подтверждение доходов по фотографиям, скажем, из путешествий. Также соцсети помогают в борьбе с мошенничеством — по анализу профилей пользователей и его друзей определяется их склонность с преступлению. Или определить по профайлу пользователя его потребность в том или другом банковском продукте. Если клиент много путешествует, это может быть карточка со страховкой, вплоть до предложения кредита. То есть сети помогают банкам сегментировать клиентов и предлагать новые продукты.