НБУ решил ликвидировать банк "Союз", а банки смогут трансформироваться в финкомпании

НБУ решил ликвидировать банк "Союз", банкам могут позволить трансформироваться в финкомпании, а НКЦБФР пересмотрела условия осуществления депозитарной и клиринговой деятельности

НБУ решил ликвидировать еще один банк за отмывание денег

Национальный банк 15 марта принял постановление №162/БТ об отзыве лицензии и ликвидации банка "Союз". Об этом говорится на официальном сайте регулятора.

"За допущенное систематическое нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга", — отмечается в сообщении.

По данным НБУ, на протяжении последних двух лет банк "Союз" неоднократно привлекался к ответственности за нарушения требований законодательства в сфере финмониторинга. При этом создавались помехи для проведения проверки банка в марте 2016 года.

НБУ подчеркивает, что ликвидация банка "Союз" не будет иметь влияния на стабильность финансового рынка. По состоянию на 1 февраля 2016 года в банке насчитывалось менее 300 вкладчиков-физлиц, вклады которых будут возмещены Фондом гарантирования.

После решения НБУ об отзыве лицензии "Союза" Фонд гарантирования вкладов начал процедуру ликвидации данного финучреждения. Ликвидация будет длиться с 16 марта 2016 по 15 марта 2018. Ликвидатором банка Фонд назначил Андрея Федорченко.

Как сообщалось, в соответствии со статьей 77 закона "О банках и банковской деятельности", НБУ имеет право отзывать банковскую лицензию по собственной инициативе в случае установления систематического нарушения банком законодательства в сфере легализации доходов, полученных преступным путем.

Банкам могут позволить трансформироваться в финкомпании

Национальный банк рассматривает возможность внедрения механизма трансформации банка в финансовую компанию. Об этом в ходе круглого стола сообщил заместитель директора департамента регистрационных вопросов и лицензирования центробанка Александр Бевз.

Основным требованием станет получение банком соответствующей лицензии на оказание определенных видов финансовых услуг в качестве финансовой компании до момента отзыва у него банковской лицензии. В НБУ подчеркнули, что в этом случае главное — решить вопрос с пассивами банка, его депозитным портфелем и механизмом его продажи или передачи другому банку.

По словам Бевза, банк сможет прибегнуть к трансформации, если не хочет объединяться с другим банком, но и не может выполнять нормативы регулятора.

Что касается процедуры объединения, то, по словам Бевза, НБУ уже утвердил упрощенную концепцию данного механизма.

По его словам, хотя изначально концепция предназначалась для небольших банков, воспользоваться механизмом смогут и крупные финучреждения.

"Ограничений по использованию механизма для банков не будет, кроме требования иметь прозрачную структуру собственности. Но банков с непрозрачной структурой после первого апреля скорее всего не останется", — подчеркнул Бевз.

Переход к инфляционному таргетированию осуществляется в 3 этапа — НБУ

Переход к инфляционному таргетированию осуществляется в 3 этапа, сообщил Национальный банк. Соответствующий план перехода обнародован на сайте регулятора.

На первом этапе (реализовывался до 2015 года) создавались технические предпосылки для перехода к режиму инфляционного таргетирования (начало реформирования НБУ, построение макроэкономических моделей, введение квартального прогнозного цикла).

На втором этапе (первая половина 2015 года) создавались институциональные предпосылки к для перехода к режиму инфляционного таргетирования (изменение процесса принятия решений по монетарной политике, публикация инфляционных отчетов, разработка проекта стратегии монетарной политики на 2016-2020 годы).

На третьем этапе (2015-2016 годы) осуществляется внедрение режима инфляционного таргетирования (реализация монетарной политики, направленной на ценовую стабильность, развитие системных коммуникаций в сфере монетарной политики, введение новых операционных основ управления рыночными процентными ставками, согласование параметров инфляционного таргетирования с МВФ, правительством, советом НБУ).

График ускорения докапитализации банков нужно пересмотреть — НАБУ

График по ускорению докапитализации банков нужно смещать, сообщила на пресс-конференции глава Независимой ассоциации банков Елена Коробкова.

По ее словам, небольшие банки не успеют докапитализироваться в предусмотренный постановлением НБУ №58 срок, используя упрощенную процедуру объединения, предлагаемую НБУ.

"По нашим наблюдениям, минимальный срок для принятия законопроекта, необходимого финансовому рынку, составляет полгода. А у нас еще и политический кризис, у нас есть важные законопроекты, которые игнорируются уже полгода парламентом. При идеальных условиях законопроект будет принят в декабре 2016 года, а через две недели банкам уже нужно будет иметь 300 млн", — сказала Коробкова.

По подсчетам специалистов НАБУ, в докапитализации нуждается 71 банк (до 300 млн грн до 1 января 2017 года).

Кроме того, по словам главы НАБУ, нужно более детально прописать слияние банков на паритетных условиях, поскольку нынешний проект предполагает лишь варианты, когда есть присоединяющий и присоединяемый банки.

НКЦБФР пересмотрела условия осуществления депозитарной и клиринговой деятельности

На заседании 15 марта Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку утвердила изменения в лицензионные условия осуществления депозитарной и клиринговой деятельности. Об этом говорится в сообщении регулятора.

Изменения предусматривают ужесточение требований по раскрытию годовой финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением. Лицензиаты отныне должны обеспечивать круглосуточный доступ к такой информации, а срок ее пребывания на сайте с даты обнародования увеличен до пяти лет.

В последней редакции изменений введено понятие "форс-мажорные обстоятельства", введены требования к лицам, занимающим должности главных бухгалтеров или лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета, а именно соответствие указанных лиц профессиональным требованиям к главным бухгалтерам профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Уточнены требования по открытию новых обособленных подразделений в депозитарных и клиринговых учреждений, отныне это не требует дополнительных разрешительных процедур.

В случае возникновения у юрлиц, осуществляющих депозитарную или клиринговую деятельность, факта уменьшения определенного количества сертифицированных специалистов, такие юрлица должны восстановить нужное количество сертифицированных специалистов в течение трех месяцев. В то же время при возникновении такого факта в депозитарном учреждении — банке, например, в связи с введением временной администрации, такое финучреждение должно восстановить нужное количество сертифицированных специалистов в течение месяца.