Не свои деньги: кого и когда начнут кредитовать банки

Банки накопили рекордные объемы ликвидности, но не спешат наращивать кредитование. Что нужно, чтобы деньги из депсертификатов и ОВГЗ вернулись в экономику и кому эти самые деньги готовы выдавать банки, выясняло Delo.UA
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Экономический кризис и технологическое развитие вносят свои коррективы в отношения банков и заемщиков. Банки подумывают о смене подхода в кредитовании как в работе с физлицами, так и с юрлицами, о новых продуктах и смене позиционирования себя перед клиентом.

Оттолкнулись от дна

Отношения банков и физлиц после кризиса 2014-2015 годов значительно усложнились. Стоимость кредитов (процентная ставка) держится на неинтересных потребителю 30% годовых (по данным Национального банка Украины за май, основанным на отчетах банков). При том, что стоимость депозитов за тот же период практически не отклонялась от 18,7%.

Сократился и кредитный портфель физлиц. Так, с апреля 2015 года по апрель 2016 он уменьшился на 26,93% с 233,4 млрд грн до 170,5 млрд грн. Однако банкиры уже видят свет в конце тоннеля. Так, например, Андрей Мойсеенко, заместитель председателя правления Банка Кредит Днепр, отмечает, что рынок кредитования в стране после двух лет кризиса начал восстанавливаться.

"Первоочередная задача банков сейчас — это вернуть в свои продуктовые линейки как минимум традиционные кредитные предложения. При этом для финучреждений не менее важно достичь стоимости кредитного ресурса на докризисном уровне, сделав кредитование комфортнее и менее затратным по времени", — отмечает зампред правления.

Рост в сегменте потребкредитования прогнозирует и Йон Йохансен, председатель правления Международного бюро кредитных историй. В разговоре с Delo.UA он отмечал, что по обращениям банков видит увеличение активности банков в потребкредитовании за последние три месяца на 30%. Примечательно, что за тот же период активность небанковских кредитующих учреждений выросла на 500%, но высокий процент связан скорее с низкой базой, чем с большими объемами кредитования физлиц.

В то же время, по словам банкиров, ввиду кризиса платежеспособности физлиц-клиентов иссякает спрос на такие продукты, как, например, ипотека или автокредитование. "Высокая стоимость ресурсов и снижение покупательской способности сделали недоступной ипотеку для большинства клиентов. Возобновление роста этого вида кредитования возможно при снижении стоимости депозитов до 10%, так как ипотечные ставки прямо пропорциональны депозитным ставкам",— размышляет Ольга Пархоменко, директор розничного кредитования Альфа-Банка Украина.

"Массовой реализации более длинных и больших по объему кредитных проектов, например ипотеки, на украинском финансовом рынке в ближайшее время ожидать не стоит, — уверен Андрей Мойсеенко. — Уровень ликвидности системы, отсутствие решений проблем с существующими неплательщиками и высокой концентрацией проблемных активов, а также высокая стоимость кредитного ресурса пока не позволяют этого сделать".

Кроме того, по словам банкира, с рынка постепенно также исчезают кредиты наличными. "Кредитные средства будут перечислятся на карту заемщика, в том числе и карту другого банка. По сути, это остается кэш-кредитованием с подобными условиями, без льготного периода", — отмечает Мойсеенко.

Завлечь физлиц-клиентов банки пытаются если не продуктами, то обслуживанием. Сейчас банковское обслуживание в Украине в основном осуществляется в отделениях банков. Илона Бондарь, начальник сектора развития электронного бизнеса "ОТП Банка", отмечает, что на то есть две причины. Во-первых, потому что большинство операций проводится с наличными. Во-вторых, причина в низком проникновении интернета: среди группы 45-54 года оно составляет всего 14%, а в группе 25-40 лет — около 30%. "Международный опыт свидетельствует о том, что массовое использование онлайн-банкинга начинается, когда проникновение превышает 60%. Поэтому у нас впереди еще очень долгий путь", — считает Бондарь.

Стоит отметить, что согласно исследованиям украинских систем И-Банкинга, клиент может осуществить в интернете около 50 операций со своими средствами, потому банки в Украине заинтересованы конкурировать за клиента в интернет-банкинге уже сейчас.

Особенно актуальной диджитализация продуктов и сервисов выглядит на фоне наступления людей поколений У и Z в качестве пользователей финансовых услуг. Сергей Мищенко, директор департамента развития продуктов Идея Банк, считает, что новым поколениям подойдут те продукты, которые позволяют легче и проще управлять своими финансами. В частности, это может быть возможность разместить депозит в интернете без посещения банка, а также получение таким же способом кредита или овердрафта, оплата своих счетов из дома, в удобное для пользователя время. Новые поколения готовы платить за удобства и возможность экономить время. Соответственно, в этом направлении сейчас и работают банки.

На компанию

Изменился и подход банков к кредитованию юрлиц. Финучреждения постепенно смещают фокус на представителей малого и среднего бизнеса. Это вызвано прежде всего высокой закредитованностью крупных компаний в базовых отраслях экономики. "Сейчас банкам как потенциальному инвестору интересны быстрорастущие и развивающиеся сферы сельского хозяйства, IT, а также традиционно сфера услуг и торговли", — говорит Мойсеенко.

Для бизнеса, как и для розничных клиентов, наиболее распространенным видом кредитования на сегодняшний день остается краткосрочное финансирование до 1 года. В основном это овердрафты и кредитные линии на пополнение оборотных средств.

При этом не стоит забывать, что кризис отразился на способности клиентов обслуживать свои кредиты, и, как отмечают банкиры, лучше других себя в этом показали как раз представители среднего и малого бизнеса.

"Малые и средние компании хорошо себя показали в период финансовой нестабильности — они довольно гибко и эффективно реагируют на изменения, кроме этого финансовая отчетность таких компаний становится все более прозрачной", — отмечает Максим Дмитриев, директор департамента развития продуктов для среднего и малого бизнеса банка Креди Агриколь. Как отмечает Дмитриев, на сегодня ситуация на рынке относительно стабилизировалась, а результаты стресс-анализа всех отраслей экономики позволили еще раз пересмотреть приоритеты банка. "В значительной мере на наши риск-подходы это не повлияло, скорее, мы убедились в целесообразности индивидуального, а не портфельного подхода к каждому клиенту", — размышляет Дмитриев.

Кроме того, банки начинают развивать микрокредитование предпринимателей. "Сейчас сегмент микрокредитования предпринимателей только начинает формироваться, но всем понятно, что развитие малого бизнеса должно стать толчком для экономического роста. В наших планах довести кредитный портфель в рамках программы микрокредитования на сумму более 100 млн на протяжении текущего года, а к середине 2019 года удельный вес кредитов малого бизнеса составит 15-20% в общем кредитном портфеле", — отмечает Сергей Мищенко.

Перспективы бизнес-кредитования в Украине будут зависеть от целого ряда факторов, начиная от общего состояния экономики до последующей за этим монетарной политики Национального банка. Постепенно регулятор снижает размер учетной ставки, что позволяет банкам делать кредитование экономики немного доступнее. Однако это далеко не основной фактор.

Помимо этого, необходимо, как уже отмечалось, принятие соответствующего законодательства, защищающего права кредиторов; более значительного снижения стоимости привлекаемого банками ресурса, а именно ставок по депозитам; решение вопросов с существующими проблемными активами и улучшение качества кредитных портфелей; улучшение качества и скорости оценки рисков.