НКЦБФР не должна быть акционером Нацдепозитария — Журов

Председатель Правления Национального депозитария Геннадий Журов рассказал Delo.UA о том, как сейчас меняется НДУ, когда обновится программное обеспечение депозитария и как часто в неплатежеспособных банках теряется информация о лежавших там ценных бумагах

Как сейчас меняется НДУ, какие реформы проводятся?

Начнем с того, что еще в прошлом году было принято решение о необходимости смены офисного помещения. До переезда сотрудники НДУ размещались по трем разным адресам. В том числе и в сгоревшем Доме профсоюзов находился один из офисов Центрального депозитария и там, к сожалению, сгорело достаточно много документов, которые передавались нам при дематериализации и при передаче документов уполномоченному на хранение.

Это была одна из моих первостепенных задач на посту Председателя Правления ‑ собрать весь коллектив в одном офисном пространстве и разместить Центральный депозитарий в здании, которое отвечает всем международным требованиям и рекомендациям. Также была необходимость оборудовать современную серверную.

Во сколько обошелся депозитарию переезд и обновление сервера?

Около 1,3 млн грн, включая систему газового пожаротушения, дополнительные источники бесперебойного питания и внешний дизель-генератор для автономного питания.

Как обстоит работа со сгоревшими документами?

В целом около 90% информации, которая передавалась регистраторами, мы уже восстановили. По факту, осталось 12 невосстановленных реестров ‑ это неактивные эмитенты, которые не торгуются. Остальная информация восстановлена и имеется в электронной форме.

Кроме переезда, что еще примечательного случилось за это время?

По согласованию с Набсоветом был уменьшен состав Правления с семи до четырех человек, включая Председателя Правления. В 2014 году акционеры предложили компромиссный вариант — сформировать Правление из части старых и части новых лиц, но в этом году Правление оптимизировали до действительно необходимого количества. Я считаю, что больше в Правлении на данный момент не нужно. С уменьшением количества членов Правления оптимизировался и парк машин, и персонал.

С учетом сокращения крымского филиала и основного офиса даже за этот год у нас количество персонала уменьшилось на 29%.

Насколько сократились расходы НДУ после всех этих сокращений?

Не совсем корректно говорить о прямом сокращении расходов в связи с этими изменениями — многие процессы, в конце концов, привели к качественно новым решениям. Часть сокращенных сотрудников были замещены более квалифицированными и, соответственно, более высокооплачиваемыми специалистами. Кроме того, есть выплаты, которые мы делаем людям при сокращении. Определенная экономия бюджета в краткосрочной перспективе есть, но корректно его посчитать можно будет, когда мы закончим изменения оргструктуры.

Каков бюджет НДУ на 2015 год?

В сравнении с финансовыми показателями 2014-го года предполагаем увеличение доходной части на 10%. Понимаем, происходит существенное увеличение операционных затрат, связанных с переездом в новый офис, платой за аренду и другими реорганизационными процессами в НДУ. Также стараемся максимально адаптировать отчетность к международным стандартам, в связи с чем возникает необходимость в резервировании средств под дебиторскую задолженность.

Над чем еще, кроме переезда и оптимизации расходов, работает в этом году НДУ?

Конечно, в приоритетные направления работы депозитария на ближайший год входит и модернизация ПО, и переход на новую технологическую платформу.

В прошлом году закончила работу рабочая группа при НКЦБФР, но потом сменился состав Комиссии. Так что сейчас, с одной стороны, мы дорабатываем свое видение, с другой ‑ ждем от новой команды Комиссии их видение будущей модели инфраструктуры посттрейдингового сегмента и фондового рынка в целом. Программное обеспечение Центрального депозитария напрямую зависит от будущей модели инфраструктуры.

Когда мы будем понимать, какой будет инфраструктура, мы уже полностью запустим проект по новому программному обеспечению. До конца года мы планируем определить функциональные задания по ПО для того, чтобы финализировать техническое задание для написания программного продукта в следующем году. Это одно направление.

Второе направление, по которому мы работаем тоже в режиме рабочей группы с НБУ, НКЦБФР и представителями Расчетного центра — это передача муниципальных облигаций, облигаций внутреннего государственного займа в Центральный депозитарий. ОВГЗ — это та же ценная бумага, технически она может быть передана и в существующую систему. Здесь больше вопрос внутренних процедур, быстрого и простого взаимного доступа, взаимной интеграции и других дополнительных требований НБУ к Центральному депозитарию.

На самом деле у нас сейчас есть хороший шанс сделать прорыв в плане перехода на более современную платформу по учету ЦБ. Есть ряд платформ, которые используют центральные депозитарии в других странах. У нас есть очень хорошая возможность перешагнуть и установить наиболее современную и прогрессивную платформу.

Вот это и есть на сегодня основной вопрос — определить тип платформы и каким образом мы будем ее внедрять.

Если бы разговор шел только о системе Центрального депозитария, проблем было бы меньше. Но мы должны понимать и то, что сейчас учетная система построена таким образом, что у депозитарных учреждений, обслуживающих конечных инвесторов, стоит предоставляемый ЦД модуль.

В моем понимании, у депозитарного учреждения должна быть четкая возможность использовать свой программный продукт. Соответственно, ЦД должен предоставить возможность интеграции их ПО с системой Центрального депозитария. В то же время мы понимаем, что будут и депозитарные учреждения — это, скорее всего, не банки, у которых не будет возможности купить или разработать свой программный продукт. Потому мы будем предоставлять им некий стандартный функционал для обеспечения профдеятельности. В том числе и этот вопрос ЦД решает через взаимодействие с Советом участников, который у нас сформирован и начал работу с июня этого года.

Расскажите подробнее о Совете участников

По положению там до 15 членов: 5 членов ‑ это депозитарные учреждения, 5 эмитентов и 5 мест делят НБУ, РЦ, биржа и другие профучастники. Совет дает нам видение со стороны клиентов и по дальнейшему развитию программного обеспечения, и по дальнейшему развитию ЦД в принципе. Они помогают определить наиболее актуальные проблемы в работе ЦД с рынком, так сказать выявить наболевшее.

Когда планируется запуск нового программного обеспечения ЦД?

Все зависит от того, какой путь мы выберем. Один вариант ‑ покупка системы. Есть ряд компаний, которые предлагают систему центрального депозитария, которую можно адаптировать под реалии нашего рынка. Второй вариант — это покупка ядра IT-системы и доработка его непосредственно под нужды ЦД. И третий вариант — это написание системы с нуля. В Украине дефицита IT-разработчиков, к счастью, нет. Все три варианта мы сейчас прорабатываем. Мы уже собрали ряд предложений от компаний, которые предлагают готовые решения. Это дает нам возможность хоть как-то ориентироваться в цифрах. Два других варианта, очевидно, что требуют наличия техзадания.

И на какие цифры вы ориентируетесь?

Если смотреть на поставщиков, которые работают с центральными депозитариями, на реальные продукты, которыми пользуются, то процесс покупки, установки и некой адаптации системы может стоить от $900 тыс. до $1,2 млн.

Ежегодная плата за права пользования, лицензию и минимальную техподдержку порядка $400-500 тыс. Это не оффер, это цифры, на которые можно ориентироваться. Преимущества готового продукта в том, что эта система не только реализована с учетом требований того же европейского законодательства, на которое мы ориентируемся, но и автоматически обновляется последними изменениями европейского законодательства.

Польша в свое время пошла по пути покупки ядра французского Центрального депозитария. Они себе поставили цель — развивать польский рынок по аналогии с французским рынком ценных бумаг. Соответственно шел параллельно процесс доработки функционала ПО и изменения законодательства.

Таким путем тоже можно идти, но для этого нам нужна поддержка Комиссии и Верховной рады, чтобы все необходимые изменения системно и последовательно превращать в жизнь.

По временным рамкам — с того момента, когда у нас есть четкое видение новой модели рынка, это реально сделать за год-полтора. На данном этапе у нас собрана информация о возможных вариантах разработки ПО. Следующий шаг, как уже говорилось — понять, куда именно мы идем.

Но я так понимаю, пока что какого-то конкретного предложения Комиссия не озвучивала?

Будущее инфраструктуры, в каком виде она будет реализована — все это в первую очередь должно найти свое отражение в определенных изменениях законодательства.

Мне очень близка и понятна инфраструктура той же Польши. Ну очевидно же, что для того же конечного инвестора чем проще будет инфраструктура, чем она будет ему понятнее, тем легче будет происходить процесс принятия решения по инвестированию. У Польши в принципе инфраструктура реализована достаточно логично ‑ есть Варшавская биржа, есть Центральный депозитарий KDPW и при нем есть центральный контрагент KDPW_CCP. Я сторонник того, что на этапе становления инфраструктуры, развития рынка у нас должна быть полная перезагрузка рынка. В моем понимании, должна быть одна основная биржа. Я не говорю "единственная", я говорю ‑ "основная". Площадок может быть и несколько, но в зависимости от типа инструмента. Потому что драйвером развития рынка и развития технологий должна быть биржа.

В той же Польше Центральный депозитарий KDPW в равных долях принадлежит Варшавской бирже Центробанку Польши и Госказначейству. Чтобы перезапустить этот рынок, будущая инфраструктура в Украине, в моем понимании, тоже должна формироваться на начальном этапе при поддержке государства. Когда я говорю "государство", я в большей степени ориентируюсь на Национальный банк и Минфин. В ближайшее время именно они будут основными заказчиками функционала системы. Дальнейшее развитие рынка, возврат иностранного инвестора вначале все равно будут связаны с госдолгом.

Дальше могут появляться инвесторы, которые будут готовы частным капиталом развивать этот сектор. Но сейчас нам, в первую очередь, нужно вернуть доверие участников фондового рынка, а также внутренних и внешних инвесторов к рынку и к инфраструктуре.

Кроме того, и наша рыночная инфраструктура должна быть максимально прозрачной, она должна соответствовать международным принципам, практикам и стандартам, чтобы открытие счета клиента глобального хранителя не занимало полгода и больше. Если эти стандарты соответствуют международной практике, то и процесс принятия решения об инвестировании в страну существенно ускоряется. Вот это и есть наша главная задача.

Но проблемы у участников есть с существующим ПО, а внедрение нового может занять больше времени, чем заявлено в программе.

Моя позиция — изменения в существующий программный продукт мы вносим только те, которые приведут к наибольшему эффекту при минимальных затратах на их доработку. Ну зачем крупно вкладываться в программный продукт, который однозначно нужно менять?

Текущая система является работоспособной, тем более с существующими объемами рынка. Поэтому у меня просьба к участникам рынка и к Совету участников ограничить предложения действительно необходимыми доработками.

Там на самом деле уже достаточно много всего реализовано. Например, система массового открытия и закрытия счетов, их блокировки. Планируется реализовать ряд алгоритмов для дополнительной автоматизации процессов, совершенствования некоторых отчетов, удовлетворить ряд пожеланий по формированию реестра, предложения по изменениям в алгоритм обслуживания расчетов по сделкам на фондовых биржах и многое другое.

Что-то мы можем изменить сами, другие процессы потребуют взаимодействия с биржами, с РЦ. Как я уже сказал, у нас есть план — дорожная карта со сроками и ресурсами. Сейчас на первый план мы поставили и уже завершили доработку ПО именно под обслуживание выпусков облигаций международных финансовых организаций в Украине. После проведенных встреч с ЕБРР были изменены внутренние документы ЦД, Комиссия внесла необходимые изменения в нормативную базу.

По срокам готовности — до конца года можно будет зарегистрировать пробный выпуск бумаг Международных финансовых организаций.

Регламент взаимодействия с РЦ согласован, осталось согласовать процедуру выплаты купонов и погашений. Все это части общей большой программы планов и развития НДУ на ближайшие 3 года. Состоит она из семи основных направлений.

И по каким направлениям собираетесь работать?

Ключевая задача ‑ это обеспечение бесперебойной работы ЦД и предоставление качественных услуг нашим клиентам. Дальше ‑ модернизация существующей технологической платформы, разработка новой, обеспечение принятия на обслуживание ОВГЗ и муниципальных облигаций, дальнейшая интеграция Центрального депозитария Украины в европейское сообщество центральных депозитариев. У нас есть корротношения с международными депозитариями. Основной наш партнер — это Clearstream. С ним мы работаем на предмет открытия счета в НДУ для установления двухсторонних корреспондентских отношений. На реализацию этого проекта у нас также разработана дорожная карта с задачами, сроками и ресурсами. Процесс это не быстрый, процедура может занять порядка 2 лет.

А какова его ценность?

Это кардинально упростит процесс инвестирования в Украину для иностранных инвесторов. В существующих реалиях потенциальному иностранному инвестору нужно собрать достаточно большой список документов и выполнить рад требований для открытия счетов в ценных бумагах и инвестсчетов в Украине. Здесь наши требования и процедуры отличаются от развитых рынков и это многих инвесторов останавливает.

Нацбанк тоже что-то похожее реализовывает?

Да, но Нацбанк будет двигаться своим путем, мы ‑ своим. В целом, депозитарий Нацбанка тоже ориентируется на иностранного клиента. У нас часть работы уже сделана ‑ корротношения с тем же Clearstream уже есть. Открытие их счета у нас — процесс более сложный и здесь основным драйвером будет возможность и желание для их клиентов инвестировать в наш рынок.

А им валютные ограничения не мешают?

Конечно мешают. Но, как мы знаем, НБУ задекларировал, что они будут двигаться к либерализации валютного законодательства. В любом случае, открытие такого счета — это длительный комплексный процесс, который завязан и на взаимоотношениях ЦД с Сlearstream, и на валютном законодательстве. Конечно, решающей здесь будет роль НБУ, но потребность в открытии такого счета очевидна и НБУ, и нам, и Сlearstream. Поэтому мы уже начинаем работу.

Будет ли, согласно дорожной карте, меняться система управления рисками?

Мы ее видоизменяем. Во-первых, сейчас мы ищем нового специалиста, который возглавит это направление. Внедряем новую систему минимизации рисков, с ориентацией на все ту же международную практику и рекомендации. Обновляем процедуры в соответствии с требованиями нашего законодательства.

Как поменяется процедура?

В первую очередь формируется четкая идентификация, описание всех процессов, которые происходят в Центральном депозитарии. Не забывайте, что у нас прошла депозитарная реформа, что внесло важные изменения в деятельность депозитария. Сейчас мы проводим идентификацию проблемных мест и вырабатываем процедуры для своевременной реакции. В итоге мы получим обновленную общую систему контроля, которая должна приводить к минимизации возможного воздействия и внешних, и внутренних факторов на процессы в депозитарии. В целом, так как в депозитарии нет расчетных функций, у нас риски в принципе ограничены. Но есть моменты, связанные с IТ, с работой операционного и юридического подразделений. Нестандартные ситуации, на которые нужно обратить внимание, прописать в процедурах и технологических картах. Есть определенные точки контроля, которые необходимо проверить и при необходимости обновить.

Что еще вы планируете делать согласно дорожной карте?

Модернизировать внешний документооборот по взаимодействию с клиентами-эмитентами. Эту категорию клиентов нужно максимально переводить на электронный документооборот. Чтоб все стандартные процессы, например, подача запросов, внесение изменений и получение реестров проходило в электронном виде. Нам нужна новая система внутреннего электронного документооборота. В первую очередь хотим максимально автоматизировать работу с входящей и исходящей корреспонденцией. Центральный депозитарий получает достаточно много корреспонденции, на которую нужно реагировать.

Были ли случаи потери информации после введения в банки, выполняющие функции депозитарных учреждений, временной администрации?

Большая часть ликвидируемых банков передает в ЦД свои базы данных. После передачи в ЦД информации как уполномоченному на хранение, клиент выбирает себе новое депучреждение, приходит к нам, предоставляет информацию о том, что у него открыт счет в другом депозитарном учреждении и мы переводим туда его активы.

Есть несколько прецедентов, когда при закрытии депучреждения базы данных не были переданы согласно нормам законодательства. Здесь вскрывается проблема качества ДУ и их соответствия лицензионным требованиям. Сохранность целостности депозитарной системы ‑ это достаточно важный вопрос для Центрального депозитария и для депозитарной системы. ЦД, совместно с Комиссией проработали изменения в нормативные документы для обеспечения механизма резервирования информации в Центральном депозитарии, чтобы в ЦД дублировалась информация, которая сейчас находится на стороне депозитарного учреждения.

То есть, сейчас у НДУ нет своей копии информации?

У нас есть ряд возможностей собирать и восстанавливать информацию при необходимости. Мы же восстановили данные после пожара. Но у ЦД нет отдельно выделенной функции резервирования данных ДУ. Так как информация по клиенту находится на стороне депозитарного учреждения.

НДУ может каким-то образом отслеживать изменения, которые вносятся депозитарным учреждением в эту систему?

Ввиду того что у нас двухуровневая депозитарная система, есть ряд операций, которые поднимаются на уровень Центрального депозитария, и есть операции, которые остаются на уровне депозитарного учреждения. Все операции, которые осуществляются с депонентом и между депонентами одного депозитарного учреждения, проходят на уровне ДУ и они не поднимаются на уровень Центрального депозитария. Все, что касается перевода бумаг и перехода права собственности между клиентами разных ДУ, идет через Центральный депозитарий. Соответственно, есть пласт информации, которая остается только в депучреждения и Комиссия сейчас озабочена этим вопросом.

Как часто люди, которые есть в базе данных, переданной вам депучреждением, не проявляют интереса к своим бумагам?

Таких случаев достаточно много. В целом по депозитарной системе, вследствие того, как была реализована наша приватизация, есть достаточно много собственников, которым по той или иной причине, скажем так, их актив неинтересен. Это и умершие, и переехавшие, эмигрировавшие в другую страну. Чаще всего людям просто не выгодно с этим что-либо делать ‑ затраты на перевод и закрытие счета этих бумаг могут превышать стоимость самого актива. С учетом того, что многие активы сейчас обесценены.

После дематериализации, большинство таких счетов на сегодняшний день обслуживается депозитарными учреждениями за счет эмитента. На самом деле эти счета создают дополнительную нагрузку всей депозитарной системе — их обслуживание , сбор реестра, рассылки уведомлений об общем собрании и проведение общих собраний. Но работой со своими акционерами, в первую очередь, должен быть заинтересован эмитент.

Обсуждается на рынке ряд возможных решений, что делать с этими спящими собственниками, но это вопрос к Комиссии.

Насколько вы довольны взаимодействием с Комиссией?

В феврале будет год новому составу. Вот в феврале давайте и вернемся к этому вопросу.

Вопрос взаимодействия с Комиссией нужно разделить на две части: у нас есть взаимодействие с Комиссией как с акционером и взаимодействие с Комиссией как с регулятором. Но я считаю это совмещение неправильным. Комиссия для Центрального депозитария, в первую очередь, должна быть регулятором, а представлять интересы акционера-государства должен кто-то другой, например, Минфин.

Кроме того, я выскажу не новый тезис, который уже много раз звучал на рынке: существующий состав Комиссии немного закрыт. Например, последние решения по тому же биржевому сегменту, которые тяжело объяснить. Должна быть какая-то взвешенная публичная позиция, мы все должны понимать, куда мы движемся. Нужно как-то объяснить, что вот у нас вот такая цель, мы строим вот это, мы должны двигаться планомерно и понятно для всех. А не просто отзывать лицензии.

В принципе, диалог у нас есть. Мы стараемся по максимуму с ними согласовывать дальнейшие шаги. Результаты их работы комментировать рано, должен пройти хотя бы год, тогда можно будет давать какую-то оценку.