Не смогли: депутаты не поддержали ни один из законопроектов по валютным заемщикам

В парламент вносились два законопроекта по решению проблемы валютных заемщиков, депутаты не поддержали ни один из них
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Парламент вернул оба законопроекта по реструктуризации валютных кредитов физлиц на доработку в комитет. За такое решение проголосовали 276 депутатов. По данным НБУ, на 01.08.2015 объем валютных ипотечных кредитов составил $2,4 млрд.

В зал вносились два законопроекта, направленных на решение проблемы валютных заемщиков: документ, разработанный Кабмином (№4004) и альтернативный ему проект закона авторства народных депутатов Александра Вилкула и Дениса Дзензерского (№4004-1).

Так как оба документа касаются урегулирования одного и того же вопроса, на голосование ставились оба законопроекта, и для дальнейшей доработки и объединения ко второму чтению выбирался тот, который набрал больше голосов в зале. Первый законопроект набрал 186 голосов, второй — 194, а для принятия в первом чтении необходимо минимум 226 голосов, таким образом за основу не был принят ни один из них.

Отметим, что если парламент сегодня проголосует смену правительства, в силу регламента законопроект Кабмина будет отозван и останется только 4004-1.

Что предлагали в каждом из законопроектов, читайте ниже.

№4004

Законопроект №4004 был написан под заемщиков, которые брали валютные ипотечные кредиты на приобретение единственного жилья и оказались в тяжелой ситуации вследствие нескольких волн девальвации, в частности в 2014-2015 годах.

Согласно тексту законопроекта, реструктуризации подлежат кредиты одновременно соответствующие таким условиям:

- кредит получен заемщиками для приобретения единственного жилья при условии отсутствия иной недвижимости в собственности, а остаток по кредиту не превышает 2,5 млн грн по состоянию на 1 января 2015 года (около $150 тыс.).

- по состоянию на 1 января 2014 года по кредиту отсутствовала просроченная задолженность, либо такая просроченная задолженность погашена к моменту реструктуризации.

Законопроект также предусматривает перевод валютных кредитов в гривню по курсу НБУ на день реструктуризации с прощением части долга:

- заемщикам, имеющим единственное жилье — не менее 25%;

- заемщикам, имеющим единственное социальное жилье (квартиры площадью до 60 кв м и дома до 120 кв. м) — не менее 50%;

- инвалидам первой группы, участникам АТО, ветеранам, многодетным семьям и семьям с ребенком-инвалидом первой группы, имеющим единственное жилье — не менее 50%;

- инвалидам первой группы, участникам АТО, ветеранам, многодетным семьям и семьям с ребенком-инвалидом первой группы, имеющим единственное социальное жилье — не менее 70%;

- участникам АТО, получившим в ходе АТО инвалидность первой группы, имеющим единственное жилье — не менее 80%, а имеющим единственное социальное жилье — 100%;

- наследникам участников АТО, погибшим в АТО — 100%.

При этом на 3 года фиксируется процентная ставка по реструктуризированному кредиту на уровне той, по которой был предоставлен валютный кредит. После истечения 3-летнего периода ставка по кредиту будет установлена следующим образом: украинский индекс ставок по депозитам физлиц в гривне (по депозитам на 12 месяцев) + 3%.

Заемщикам прощаются штрафные санкции, начисленные из-за ненадлежащего выполнения ими своих обязательств с 1 января 2014 года.

Кроме того, в соответствии с законопроектом, мораторий на взыскание залогового имущества валютных заемщиков прекращает действовать через 6 месяцев после принятия парламентом данного закона, что обеспечит достаточное время для подачи заявок на реструктуризацию.

Этот законопроект был разработан еще осенью 2015 года, но в соответствии с регламентом Верховной Рады не мог быть внесен, пока Президент не ветировал предыдущий законопроект по валютным заемщикам №1558.

По подсчетам НАБУ, №4004 дает возможность решить проблему валютных ипотечных кредитов примерно 37 тысячам украинских семей, а общая сумма задолженности, которая подпадает под действие документа, составляет приблизительно $1 млрд.

Принятие этого законопроекта может привести к убыткам банковской системы на уровне 30 млрд грн, отмечают в НАБУ, и добавляют, что эти расчеты условные, так как портфель валютных кредитов все время меняется: что-то гасится, что-то реструктуризируется по программам банков.

№4004-1

Этот законопроект появился в качестве альтернативы №4004. Согласно законопроекту реструктуризации подлежат валютные кредиты, если они соответствуют одному из следующих признаков:

Кредит в иностранной валюте брался с целью приобретения недвижимости или под его залог, или же брался для покупки единственного жилья, или же общая сумма задолженности по договору о предоставлении потребительского кредита в иностранной валюте, которые обеспечены залогом и не превышает 500 тыс. гривен по официальному курсу НБУ на 01.01.2016.

Отметим, что, так как есть условие соответствия лишь одному из указанных пунктов, то последний пункт позволяет также применить закон к любому валютному кредиту, будь то кредит на телефон, шубу или автомобиль. Иными словами, этот документ касается не только ипотечной задолженности.

Законопроектом предусматривается изменение валюты по курсу НБУ на 01.01.2016 с условием прощения долга не менее 2/3 части реструктуризированной задолженности.

При этом на разницу между суммой задолженности по договору о предоставлении потребительского кредита в иностранной валюте, и суммой прощения за кредитом, банк (другое учреждение) устанавливает ставку в размере 0,01 процента годовых.

Вместе с этим кредитора обязывают увеличить срок кредитования, в частности часть ежемесячных платежей по обслуживанию кредитов не должна превышать 35 процентов совокупного месячного дохода семьи.

Законопроект также предусматривает прощение заемщикам штрафных санкций, которые возникли из-за ненадлежащего выполнения им своих обязательств.

По подсчетам НАБУ, единоразовый убыток от этого законопроекта для банковской системы составит 120 млрд грн, а так как документом предполагается снижение ставки до 0,01%, даже после проведения реструктуризации система продолжит генерировать убытки.

Долгая история

Проблема с валютными кредитами тянется еще с 2009 года. Она обострилась после начала кризиса в 2014 году. До появления в парламенте законопроектов №4004 и №4004-1, в зал выносилось еще несколько законопроектов: №1558-1, который прошел не два, а целых три чтения, но в итоге был ветирован Президентом, так как нес в себе слишком большие риски для банковской системы.

До этого, в июле 2014 года, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект Руслана Князевича № 4185а-2.

Под действие закона подпадали только те заемщики, чей долг составлял меньше 1 млн грн по курсу на 1 января 2014 года и погашался своевременно. Перевод займов должен был быть осуществлен по официальному курсу на день проведения реструктуризации. Кредитная ставка оставалась прежней. В нем присутствовало условие о предмете ипотеки — единственном жилье заемщика. Этот законопроект нашел поддержку и НБУ, и МВФ, но был проголосован лишь в первом чтении — на второе депутаты его так и не вынесли.