Страховые компании займутся франчайзингом

Страховой брокер «Дедал» совместно с консалтинговой компанией «Финком» разработали схему реализации страховых продуктов на основе франчайзинга. Планируется, что уже к осени в регионах Украины заработают свои страховые «макдональдсы»

Альтернатива филиалам

Страховой брокер «Дедал» передает региональным посредникам свой бренд, технологии по продаже страховок и обслуживанию клиентов на условиях франчайзинга. То есть независимые предприниматели (франчайзи), которые пройдут специально разработанную «Финкомом» систему отбора, получат возможность продавать полисы тех компаний, которые определит «Дедал», под его брендом, на его условиях, по его технологиям. Взамен «Дедал» будет получать от своих франчайзи определенную сумму отчислений (роялти).

Пока что «Финком» заканчивает разрабатывать систему франчайзинга для «Дедала», но планируется, что уже к сентябрю в нескольких регионах Украины заработают посредники под брендом «Дедала». Пока что они будут продавать страховки только тех компаний, которые вошли или планируют войти в систему: «QBE Украина», «ХДИ страхование», а также «Инго-Украина» и СК «Наста».

Генеральный директор «Дедала» Ибрагим Габидулин уверен, эта система позволит страховщикам гораздо дешевле, чем с помощью собственных филиалов и отделений, работать в регионах. Кроме того, таким образом будет быстрее развиваться рынок страховых посредников. «На Западе страховщики не занимаются реализацией полисов и урегулированием убытков. Это делают посредники, а у нас они предпочитают развивать филиалы, которые зачастую работают в убыток», — утверждает Габидулин.

Его слова подтверждает гендиректор СК «QBE Украина» Олег Сосновский. «Большинство филиальных сетей были открыты не с целью развития бизнеса, а для перепродажи западным инвесторам. Поэтому те компании, которые хотят сегодня работать экономнее, заинтересуются франчайзингом», — уверен он.

200 тыс. грн. за участие

По словам Габидулина, стоимость участия страховщика в системе франчайзинга — от 100 до 200 тыс. грн. в год. Это гораздо дешевле, чем стоимость открытия одного филиала в регионе. При этом все риски ведения бизнеса в регионе возьмут на себя предприниматели-франчайзи. «Для начала работы им нужно будет всего 20-30 тыс. грн., которые можно будет взять в кредит. На эти деньги мы поможем организовать учебу и бизнес. А если дела не пойдут, отвечать за это будет он сам», — объясняет представитель «Финкома» Роман Кашпиль. При этом, согласно законодательству, за страховые выплаты будут нести ответственность не франчайзи, а страховщики, чьи полисы они продают. «Система франчайзинга давно и успешно работает в других отраслях. К примеру, так строит свой бизнес знаменитый «Макдональдс». А вот на рынке страхования Украины это пока что прецедент», — говорит Кашпиль.

Именно поэтому многие страховщики отнеслись к нему с недоверием. «Подобную систему пытались запустить на страховом рынке в конце 1990-х, но она не пошла. Так почему должна заработать теперь, когда спрос на страхование упал? Ведь филиалы страховых компаний сегодня не потому убыточны, что плохо работают, а потому, что спроса на страхование там практически нет», — отмечает зампредправления компании «Европейский страховой альянс» Ирина Венникова. Хотя она и не скрывает, что появление еще одного канала продаж для рынка — всегда плюс.

Гендиректор СО «Ильичевское» Юрий Гришан считает такую идею интересной, особенно для тех страховщиков, которые не имеют своей региональной сети. «Для них это более дешевый и быстрый способ охватить те регионы, где об их продуктах никто не знает», — говорит он. По его словам, от страхового «макдональдса» выиграют и потребители — брокер не будет продавать страховки неплатежеспособных компаний, так как в данном случае он рискует своим именем больше, чем страховщик.