В погоне за инфляцией: для чего НБУ повысил учетную ставку

Национальный банк поднял учетную ставку сразу на 3% — до 12,5%. Эксперты считают, что это изменение мало на что повлияет сейчас, но в долгосрочной перспективе может означать превращение ставки в реальный механизм контроля инфляции

НБУ поднял учетную ставку до 10 летнего максимума — 12,5%. Рост составил сразу 3%. В этом году регулятор уже поднимал значение ставки, в апреле — до 9,5% годовых. До этого момента, с 2008 года ее значение только уменьшалось и к 13 августа прошлого года составляло всего 6,5%.

Тогда снижение ставки объясняли желанием Нацбанка активизировать кредитование. Сейчас Национальный банк обосновывает рост показателя необходимостью применения дополнительных мер для удорожания гривни, учитывая макроэкономический прогнозы и инфляционные риски.

[chart_116]

Жестикуляции Нацбанка

Эксперты считают, что цель, которую преследует регулятор — сократить разницу между показателем инфляции и уровнем ставки, и показать таким образом, что он настроен использовать ее как инструмент ценового контроля.

В других странах, контролируя уровень ставки, под которую выдается рефинансирование, центробанк может в определенной мере контролировать инфляцию.

В Украине этот механизм развит слабо, так как часто процесс аукционов выдачи рефинансирования проходит непрозрачно, а иногда средства выдаются и без аукционов.

Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований, считает, что поднятие ставки это просто жест, которым регулятор показывает, что еще помнит про нее, и хочет превратить ее в рабочий инструмент.

На этой неделе Валерия Гонтарева, глава НБУ, отмечала, что регулятор должен сконцентрироваться на выстраивании комплексной системы управления ликвидностью и рыночными процентными ставками — первого звена монетарного трансмиссионного механизма. "Только при наличии такой системы ключевая процентная ставка банка станет основным инструментом монетарной политики, и реальным рычагом влияния и на инфляцию, и на экономический рост", — утверждает глава НБУ.

"Учитывая, что обычно учетная ставка должна отражать ожидания Нацбанка относительно инфляции, повышение ставки должно сигнализировать о том, что регулятор ожидает более дорогих денег", — поясняет Александр Жолудь.

При работающем инструменте ставок, политика "дорогих денег" позволит снизить уровень кредитования, удорожив его. Это может привести к падению производства и вылиться в рост уровня безработицы, но при этом, позволит сдержать инфляцию. Теоретически, ставка не может быть ниже уровня инфляции. Учитывая, что инфляция в июне увеличилась до 12%, а по прогнозам должна вырасти до 16,5%, ставка тоже должна была подняться. Однако, пока в Украине это нерабочий инструмент — этот жест ни на что особо не повлияет, поясняют эксперты.

Сергей Фурса, специалист по продажам долговых инструментов инвесткомпании DragonCapital, полагает, что регулятор принял техническое решение и приводит свой уровень ставок к ставкам на рынке, для того, чтобы она была не "левым" показателем, а индикатором, который что-то отображает.

А вот Анатолий Гулей, глава УМВБ, не видит причин для поднятия ставок в данный момент. Он предполагает, что, возможно, это было сделано с целью привлечения дополнительных доходов. "Они перечислили определенную сумму в бюджет, и теперь им нужно выполнить план, и превысить доходы над расходами на, например, 10 млрд грн", — допускает Анатолий Гулей. Дополнительная эмиссия для поддержки бюджета приводит к раскручиванию инфляции, НБУ же пытается совладать с этим явлением.

По мнению руководителя межбанковской биржи, повышение ставки может отразиться на тех, кто берет рефинансирование и стабкредиты, но никак не повлияет на заемщиков коммерческих банков.

Куда потом

Когда и насколько снова снизятся ставки, также зависит от инфляции. Анатолий Гулей отмечает, что ее уровень не может снизиться, пока не пойдут дефляционные процессы. Если инфляция продолжит расти, ставка будет расти.

На 2015 год прогноз предполагает инфляцию на уровне 10% . В тоже время, Кабмин ожидает к 2016 и 2017 году инфляцию на уровне 4,5% и 4% соответственно. Так что, в ближайшие несколько месяцев мы вряд ли увидим снижение ставки, но, возможно, станем свидетелями превращения ее в рабочий инструмент для дальнейшего контроля и снижения темпов роста потребительских цен.