В стране религиозный «бум»

«ДЕЛО» начинает цикл публикаций о деятельности религиозных организаций в Украине

за последние десять лет число религиозных организаций в Украине увеличилось на 14 584.

К религиозным общинам в Украине причисляются религиозные управления и центры, монастыри, братства, миссионерские миссии, духовные образовательные учреждения, а также их объединения.

Всеукраинские религиозные организации регистрирует Государственный комитет религий, а местные организации — городские, областные и районные советы.

По словам старшего научного сотрудника лаборатории психологии масс и сообществ Института социальной и политической психологии Елены Лищицкой, проблема в том, что никто не проводит государственных социально-психологических экспертиз особенностей функционирования религиозных организаций. Таким образом, в Украине возможна деятельность практически любой организации, в том числе и деструктивных культов. За все время независимости была запрещена деятельность лишь одной секты — «Белого братства». Последний раз отказано в регистрации два года назад организации сайентологов.

Поле деятельности

Согласно социологическому опросу, проведенному в прошлом году Институтом социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины, каждый второй украинец считает себя религиозным человеком, 31% — затруднились с ответом. Также выяснилось, что для большей части верующих граждан (58%), конфессионное самоопределение не является принципиальным. То есть, больше четверти граждан верят, только сами не знают, в кого или во что.

Правда, только 4,5% опрошенных назвали себя приверженцами «нетрадиционных религий», но 36% сказали, что знают таковых в своем окружении.

О количестве адептов

неорелигий можно судить по конкретным примерам. Так, крупнейшая харизматическая церковь пастора Сандея Аделаджи «Посольство Божье», по разным сведениям, насчитывает от 7 до 25 тысяч постоянных прихожан и около 400 общин. В прошлом году пересчитали своих прихожан и евангельские христиане-баптисты — их 136 тысяч.

Деньги за веру

Религиозные организации не отчитываются перед налоговой за деньги, которые они собирают на пожертвованиях. Однако эти суммы могут достигать значительных размеров. К примеру, в «Посольстве Божьем» одним из стимулов для жертвования денег выступает постройка храма, так называемого духовно-просветительского центра. Деньги на этот центр собираются уже давно, притом прихожане часто жертвуют не по пять гривен, а по тысяче. А иногда, как сообщил один из бывших прихожан, пожелавший остаться неизвестным, и по 500 тысяч долларов. Эти пожертвования не входят в десятину, которую христиане обязаны жертвовать церкви.

«Посольство Божье» заявляет о 30 тысячах прихожан. Если каждый из них приносит в церковь хотя бы 200 гривен, то получается, что в месяц церковь получает от прихожан шесть миллионов гривен. Это неучтенные наличные деньги, с которыми можно делать все, что угодно.

В «Обществе сознания Кришны» предлагают пожертвовать 700 долларов, которые потом обещают положить в банк. Киевские Кришнаиты указывают, что годовая прибыль с этих 700 долларов — сумма, которая необходима для одного дня жизни кришнаитского монастыря — ашрама.

Человек, посещающий подобные религиозные организации, бросает пить, курить, не посещает клубы. Ему уже не нужны многие «блага цивилизации». Таким образом у человека освобождаются средства, которые он может отдавать на нужды организации.

Многие из сект проникли в украинское общество не только под предлогом поклонения какому-то божеству, но также посредством сетевого маркетинга и различных тренингов.

Вред

47% респондентов Института социальной и политической психологии ответили, что им известны факты негативного влияния на человека «нетрадиционных религий».

Деструктивные тоталитарные культы характеризуются угнетением личности человека, формированием зависимости от лидера и общины. Возможно даже полное изменение сознания, характера и привычек человека, а также потеря им физического здоровья вследствие изменения ритма жизни, режима сна, питания и работы.

Тоталитарные религиозные организации имеют харизматического лидера, с которым никогда не спорят и которому верят. Ведь он, по их убеждению, общается непосредственно с Господом. В общинах царит четкая иерархия, новых членов обучают. Когда человека вербуют в деструктивную тоталитарную секту, поначалу его окружают любовью и заботой. Психологи называют это «бомбардировкой любовью». Потом любовь и заботу уже не дарят, их нужно зарабатывать.

Глава общественной организации «Союз защиты семьи и личности» Владимир Петухов рассказал «ДЕЛУ», что обычно пасторы являются хорошими психологами и владеют приемами нейролингвистического программирования. Вследствие «промывки мозгов» человек перестает правильно воспринимать окружающую реальность. Члены семей и близкие становятся врагами, если не принимают изменившуюся личность или пытаются вернуть человеку критичность мышления.

«Частички сознания, которые содержат в себе любовь к семье, личные интересы, увлечение работой и прочие ценности человека, как бы переписываются и уже несут искаженную приукрашенную информацию о пасторе, церкви и религиозных идеях, которыми наполняет человека новое окружение, — говорит психолог Людмила Гридковец. — Части сознания соединяются в личность уже совсем другую, не ту, что была прежде». Психологи, занимающиеся лечением людей от последствий деятельности деструктивных тоталитарных сект, указывают на трудность реабилитации пострадавших.