Деление столбиком. К чему приведет отмена налога на перестрахование

Отмена налога на перестрахование вернет на рынок старые схемы
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие


В этом году вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, которые освободили страховые компании от уплаты 3%-ного налога на внутреннее перестрахование. Во всем мире перестрахование существует для того, чтобы сделать защиту клиента более надежной. Это своего рода "страховка" страховщика его же коллегами. В случае с крупными суммами перестрахование необходимо, чтобы при наступлении страхового случая разделить компенсацию между несколькими компаниями.

Но в Украине перестрахование часто используется для минимизации налогов и обналичивания средств. По прогнозам экспертов, уже по итогам первого квартала отмена налога может привести к двукратному увеличению объемов "схемных" операций на рынке перестрахования. "Рост может быть очень серьезным", — прогнозирует президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко.

Трехпроцентный налог был введен два года назад, после чего объемы внутреннего перестрахования начали стремительно падать. Если по итогам девяти месяцев 2011 года внутри страны было перестраховано 3,8 млрд. грн., то за аналогичный период 2012-го — в четыре раза меньше, лишь 0,9 млрд. грн. Сейчас ситуация снова может повториться. Опросив экспертов, "Инвестгазета" выяснила самые распространенные схемы.

Друг у друга

Даже самому социальному виду страхования — "автогражданке" — не чужды квазиоперации. Продавать полисы защиты ответственности водителей могут только компании, которые имеют соответствующую лицензию и являются членами Моторного (транспортного) страхового бюро. Но таких лишь 84 из 414 страховщиков. Еще 50-60 компаний продают "автогражданку" как агенты страховщиков-членов Бюро, получая за это комиссионные — 20-40% от премий. Агентское вознаграждение облагается налогом на общем основании (19%), тогда как перестрахование от налогообложения освобождено. Поэтому схема выгодна участникам рынка: член МТСБУ перестраховывает у своего страховщика-агента часть премии, равную размеру его агентского вознаграждения. А страховщик-агент платит 3% вместо 19%. По оценке страховщиков, объем внутреннего перестрахования по ОСАГО в прошлом году составил около 50 млн. грн. В этом году эта цифра может вырасти до 80-100 млн. грн.

Полевые всходы

В 2005-2008 годах государство обеспечивало аграриев, застраховавших свои посевы 50%-ной компенсацией страховых платежей. В результате применения этой нормы в 2005 году из государственного бюджета Украины было выделено около 5,8 млн. грн., в 2006-м — 10 млн. грн., в 2007-м — 50 млн. грн. и в 2008-м — 60 млн. грн. Какая часть этих денег была выведена через операции схемного перестрахования, данных нет, но схемы использовались агрохолдингами не для ухода от налогообложения, а для получения бюджетных средств. Их суть такова: аграрий страхует свои посевы у одного из 60 агростраховщиков. Тот перестраховывает до 90% общих объемов в страховой компании-"однодневке", которая обналичивает эти деньги и возвращает аграрию. Комиссия такой компании составляла 4-7% от суммы премии. Получив свои деньги, аграрий подает заявку еще и на 50% госсубсидии от размера страхового платежа. С 1 июля 2012 года в Украине возобновилась практика субсидирования обязательного агрострахования. Хотя сейчас страховщики считают, что обмануть чиновников стало все же сложнее. "Учитывая негативный опыт прошлых лет, государство усилило контроль за выдачей субсидий через механизм агрострахования, так что вряд ли подобные схемы будут использоваться на этом рынке в 2013-м", — рассуждает руководитель одной из страховых компаний.

Защита от метеорита

Самая распространенная схема внутреннего перестрахования — страховка промышленных предприятий с целью оптимизации налогообложения. По мнению аналитиков, этот вид квазиперестрахования занимает до 80% объемов всех подобных сделок. "Под нее используют имущественный вид страхования, если у компании есть имущество. А также страхование финансовых рисков, если фирма работает на арендованных площадях", — рассказывает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. Схема в обоих случаях одна: страховщик заключает договор с предприятием на защиту от "нереального" риска, уменьшая налогооблагаемую базу предприятия. Потом риск перестраховывается у фирмы-"однодневки", которая обналичивает премию. Есть примеры, когда финансово-промышленные группы в Украине страховали имущество от цунами, землетрясения, падения метеоритов. Страховые платежи по таким договорам могут составлять сотни миллионов гривен. За свои услуги "однодневные страховщики" взимают 7-9% от суммы премии. Плюс 3% — налог на валовые поступления страховщика, который заключил договор с предприятием. В итоге компания отдает 10-11% налогов, что почти в два раза меньше официальных 19%.

Против схем

Фискальным органам сложно бороться с квазистрахованием, поскольку все операции осуществляются в рамках закона. Налогоплательщик имеет право страховать свое имущество от любых рисков, а страховая компания — перестраховывать ответственность. Главным индикатором "схемности" операций на страховом рынке, по мнению экс-регулятора страхового рынка Виктора Суслова, должны быть страховые выплаты компаний. Чем они ниже, тем выше вероятность того, что страховщик занимается квазибизнесом. Так, по данным Лиги страховых организаций Украины, в прошлом году 97% всех выплат осуществили топ-100 компаний из 414 зарегистрированных. У остальных уровень выплат в среднем не превышает 10%, в том числе 72 страховые компании вообще ничего никому не платили.

По словам заместителя председателя совета ЛСОУ Александра Залетова, сегодня 50% дохода страховых компаний формирует нестраховая деятельность: процент от депозитных вкладов, вложения в ценные бумаги, недвижимость. Ряд СК, например, работают, как инвестфонды, что тоже не запрещено законом. "Основным препятствием использования схем могло бы стать введение на страховом рынке общей системы налогообложения ", — считает Виктор Суслов. Но в прошлом году изменения в Налоговом кодексе отменили такой переход. Недавно Министерство финансов решило бороться со схемами при помощи 5%-ного лимита трат налогоплательщиков на страхование. Соответствующий проект поправок к Налоговому кодексу зарегистрирован в ВР зимой 2013-го.