Первичный осмотр. Рейтинг лучших клиник Киева по версии страховщиков

Страховые компании оценили медицинские учреждения, с которыми сотрудничают. Что из этого получилось



Тема взаимоотношений страховщиков и медицинских клиник из года в год не теряет актуальности. Даже самые непубличные страховые компании приняли участие в опросе "Инвестгазеты", основная цель которого — выяснить, с какими киевскими клиниками, страховщикам работать наиболее комфортно. Анкеты получили 15 лидеров рынка добровольного медстрахования и ассистанс-компании, которым было предложено оценить медклиники с полным спектром медицинских услуг по шести ключевым критериям — от наличия комплекса услуг до соотношения цена/качество. По каждому из критериев была выбрана тройка победителей, а суммарные балы определили десять лучших клиник Киева.

ДМС в помощь

В прошлом году, по данным Лиги страховых организаций Украины, полисы добровольного медицинского страхования имели полтора миллиона украинцев. Это на 10% больше, чем в 2011-м. Объем страховых платежей превысил 1,5 млрд. грн., а выплаты — 1,1 млрд. грн. Львиная доля этих денег поступала на счета медучреждений, а большинство клиентов получали свои страховки благодаря предприятиям, на которых работают. Страховаться самостоятельно и полностью за свой счет — редкая для нашей страны практика, а те, кто на это все же решается, часто переплачивают в разы по сравнению со своими "корпоративными" коллегами. Зачастую именно руководители выбирают клиники, с которыми должна работать застраховавшая сотрудников их предприятия компания. "В первую очередь страховая компания ориентируется на потребности клиента, его желание посещать ту или иную клинику", — говорит начальник отдела урегулирования убытков департамента личного страхования СК "АХА Страхование" Людмила Шелиган. А уже потом — на специализацию медучреждения, уровень врачей, качество оборудования, ценовую политику, месторасположение и наличие филиалов.

Среди тысяч медицинских учреждений не более двадцати предоставляют полный спектр услуг со стационарными отделениями, диагностическими центрами и скорой помощью. Страховщики считают, что этого количества недостаточно даже для столицы, не говоря уже о всей Украине. "Не хватает клиник с широким спектром специалистов и демократичной ценовой политикой. Очень мало частных клиник со своим полноценным стационаром", — говорит директор Центра личных видов страхования СК "Allianz Украина" Николай Величко.

Деньги за опции

Лидерами по оказанию комплекса услуг в рамках одной клиники стали такие компании, как "Борис", "Добробут" и "Медиком". По словам начальника управления экспертиз и выплат личного страхования СК "Провидна" Натальи Назаренко, они работают на рынке около 10 лет, имеют наиболее полный спектр услуг, разветвленную сеть, отработанную схему обслуживания, а также привлекают специалистов из-за рубежа.

Нередко цена услуги специалиста одного и того же профиля в разных приватных медучреждениях Украины может отличаться в два-три раза. Иностранные специалисты могут "стоить" в 8-10 раз больше отечественных. Раскрученный бренд клиники повышает ее цены на 30-40%. Дороже всего страховщикам обходится диагностика и лечение клиентов в таких клиниках, как Healthy & Happy, "Клиника 311" и "Борис". "Адекватные по рынку цены обычно устанавливаются в первое время работы частной клиники, а после ее раскрутки собственники увеличивают цены", — констатирует директор по андеррайтингу личных видов страхования СК "Княжа" VIG Виктория Распопова. Но далеко не во всех частных клиниках Киева уровень качества услуг соответствует заявленным ценам. И в этом главная проблема работы с ними страховых компаний. "У частного учреждения, как правило, есть план на количество оказанных услуг, что влечет за собой полипрагмазию — назначение ненужных, а часто и несовместимых между собой препаратов и курсов лечения, лишь бы побольше вытянуть денег с клиента и страховой компании. Это также затягивает страховой случай, унижает клиентов и может причинить вред их здоровью", — уверяет заместитель генерального директора СК NGS Наталья Придачук .

Профи на деле

По признанию страховщиков, они уже давно ведут "черный список" врачей, на работу которых нарекают клиенты, а сами медики необоснованно назначают лекарственные препараты. "В последнее время клиенты все чаще ориентируются на специалистов, а не на антураж в зале приема", — делится наблюдениями Людмила Шелиган. Оценка клиник по профессиональному признаку вывела на первое место с большим отрывом Центральную клиническую больницу. Играет свою роль и восприятие самых врачей — медики старой закалки уверены, что государственные медучреждения более надежны, в отличие от частных компаний.

На рынке считают, что в течение 5-10 лет наиболее востребованными будут частные диагностические центры, оборудованные новейшей медицинской аппаратурой, поликлинические подразделения с возможностью оперативного доступа населения к узким специалистам и врачам-педиатрам. "Актуальным, на мой взгляд, будет и создание сети таких учреждений в регионах — как минимум в городах-миллионниках и областных центрах", — прогнозирует директор по добровольному медицинскому страхованию СК "Альфа Страхование" Оксана Гончарко. Если будет развиваться частная медицина, страховой рынок будет демонстрировать рост ДМС. По мнению заместителя председателя совета ЛСОУ Александра Залетоа, уже в 2013-м число владельцев полисов добровольного медицинского страхования может составить около 1,7 млн. человек, а объем страховых платежей — 1,5 млрд. грн.