4 составляющих эмоционального интеллекта

Что же такое эмоциональный интеллект, и почему он необходим HR менеджеру
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

За пять лет работы в HR мне неоднократно приходилось собеседовать менеджеров по персоналу. Я поняла, что несмотря на большое количество специалистов на рынке, найти подходящего — непросто. Человек может полностью подходит по знаниям, но его все равно не хочется брать на работу.

Со временем я поняла в чем дело. У многих кандидатов отсутствовал эмоциональный интеллект.

В этой статье я хочу рассказать вам о том, что же такое эмоциональный интеллект и почему он необходим HR менеджеру. И поделюсь практиками, с которых стоит начинать свое развитие в этой области.

Что такое эмоциональный интеллект?

Википедия определяет эмоциональный интеллект, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Понимание чувств и эмоций другого человека позволит вам заметить, что с сотрудником что-то не так. Возможно, у него проблемы в личной жизни. А может его перестали устраивать условия работы — уровень зарплаты или отношения с руководством. Если вовремя увидеть недовольство сотрудника — можно решить проблему до того, как он покинет компанию.

Эмоциональный интеллект подразумевает самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управление отношениями. Давайте рассмотрим каждую составляющую подробно.

Эмоциональное самосознание

Ключевая мысль составляющей — начните с себя. Человек с высокой степенью эмоционального самосознания точно определяет свои чувства, а также причину их возникновения.

Для развития этого навыка начните фиксировать свои чувства и эмоции в течение дня. Заведите себе блокнот, где вы будете каждый час записывать свои эмоции. Это поможет сфокусироваться на своей эмоциональной сфере, осознать свои чувства, выявить закономерности и даже статистику ваших эмоций. Со временем нужда в записывании отпадает: вы начинаете осознавать эмоции автоматически, это становится привычкой.

Самоконтроль

Ключевая мысль составляющей — научитесь управлять собой.

Важно научиться "отлавливать" себя на определенных чувствах и эмоциях и понимать, что является причиной их возникновения. Рассмотрим на примере.

Вы утром едете на работу в общественном транспорте. Вы плохо спали накануне и теперь вместо бодрости чувствуете лишь усталость и раздражение. Вам хочется лишь вернуться обратно домой и полноценно отдохнуть, но впереди рабочий день, что начинается с ранней деловой встречи, на которой вас не ждет ничего приятного. И тут вам случайно со всей силы наступают на ногу. Ваша реакция — вы в довольно грубой форме высказываете обидчику свою претензию и делаете замечание, что стоит крепче держаться за поручни и не расхаживать в своей грязной обуви по ногам других пассажиров. Вполне возможно, что реакция ваша была бы совсем иная, если бы вы выспались накануне…

Высказав свое замечание человеку, он возможно потом будет держаться за поручни, но ситуацию это уже не исправит, так как на ногу вам уже наступили. Но если вы проработаете свои эмоции и чувства, то поймете, что ваше поведение вызвано все же не тем, что на вашу ногу наступили и причинили вам вред, а скорее основная причина кроется в том, что вы не выспались и находитесь в плохом расположении духа. Понимая такую природу своего поведения, вы сможете выбрать другую тактику поведения: не злиться на окружающих, а принять решение уйти с работы пораньше и хорошенько выспаться.

Помните, что негативные эмоции всегда найдут способ вырваться, если они не "отработаны" вами. Поэтому, когда вы фиксируете в течение дня свои чувства и эмоции, в конце дня обязательно проведите для себя анализ всех записанных эмоций. Задавайте себе вопросы: почему вы испытывали именно эти эмоции; что их вызвало; были ли еще подобные ситуации, которые заставляли испытывать такие же эмоции? Ищите закономерности между эмоциями и вашим поведением.

Социальная чуткость

Ключевая мысль составляющей — вырабатывайте чуткость к другим людям.

Основными ключевыми составляющими успешного взаимодействия являются сопереживание, навык понимания чувств и потребностей окружающих, умение поставить себя на место другого человека.

После того, как вы научились распознавать свои эмоции и понимать причины своего поведения, вы можете приступать к отработке следующей составляющей, а именно так называемого навыка управлять своими взаимоотношениями с другими людьми. Поскольку вы больше не находитесь под властью собственных эмоций, у вас постепенно будет получаться все более трезво и рассудительно смотреть на ситуацию в целом и распознавать чувства и эмоции других людей.

Когда Вы видите поведение другого человека, задайте себе вопрос: что этим поведением он хочет донести; какую задачу решает для себя этот человек; какие цели преследует; какие чувства и эмоции он испытывает на данный момент? Наблюдайте за поведением других людей, попытайтесь найти подтверждение вашей гипотезы в поведении, мимике и жестах человека, задайте уточняющие вопросы, если они Вам необходимы.

Помните: каждым из нас движут наши желания и чувства, и когда вы искренне интересуетесь другими людьми, вы уже на подсознательном уровне располагаете к себе человека, т. к. Вы показываете, что Вас интересует его вопрос или проблема, а внимание — это всегда приятно.

Учитесь искренне интересоваться другими людьми. Наблюдайте за ними, замечая черты характеров и личностные качества.

Управление отношениями

Ключевая мысль составляющей — учитесь взаимодействовать.

Когда вы уже понимаете не только себя, но и человека стоящего перед вами, вы можете выбирать ту тактику поведения, которая вам необходима. Вы знаете, какую цель преследуете вы и понимаете, какую цель преследует ваш собеседник. Вы не вовлечены эмоционально и здраво оцениваете происходящее, осталось выбрать ту тактику поведения, которая сейчас максимально эффективна. Экспериментируйте с поведением, следите за реакцией другого и корректируйте его, если видите, что выбранный вариант не ведет к решению вопроса.

Развивайтесь, улучшайте ваш эмоциональный интеллект — это залог успеха в работе менеджера по персоналу.