Черно-белая Одесса Александра Пролетарского

В Музее современного искусства Одессы проходит выставка "Слагаемые" Александра Пролетарского. Одесские журналисты, разумеется, не преминули назвать ее "Пролетарская Одесса". О чем хотел сказать автор, соединив множество ч\б фотографий города в кресты и снабдив каждый четырьмя рифмованными строками?

Есть еще несколько дней, включая 15 января, чтобы попасть на выставку Александра Пролетарского "Слагаемые" в Музее современного искусства Одессы.

"Кому интересно, ну и кто не успел, не дошел (в эти снегопады) до выбранной цели, welcome! Непонятно, когда это случится в следующий раз, может быть скоро очень, а может быть и нет. Все относительно и спонтанно, все имеет свою очередность", — пишет на своей странице в Facebook автор "Слагаемых" ( в жизни — ответственный за контент интернет-журнала о кино, музыке, литературе Аrtmageddon).

"Пролетарская Одесса" — назвали увиденное на выставке авторы рецензии на hrabro.com., не преминув воспользоваться игрой слов, лежащей на поверхности.

Казалось бы, все предельно просто, "по-пролетарски": более 70 черно-белых фото города и горожан, снятых словно мимоходом, скомпонованы в строгие кресты-четырехлистники. Каждый крест имеет середину — четыре рифмованные строки. А вместе все эти осколки застывшей одесской реальности, зафиксированные далеко не беспристрастным взглядом, слагаются в одно полотно, состоящее сплошняком из "болевых точек".

Выставка "Слагаемые" в МСИО. Фото: Светлана Пролетарская.

В спертом воздухе запах ветров и ноты сурового рэпа,

Много фаз цикла отомрет еще до наступления лета,

Окись грязных углов и потертые редкие лица,

В этом плане основ ничего уже не повторится.

Занавес дней, липкость снега, лекало,

Дней трафарет, память снов, одеяло,

Руки вперед, ноги врозь, глаза наземь,

Ну и очнуться в легком экстазе.

Школы без номера и лица без глаз,

Разбиты, раздавлены, изменены,

Осенние профили сквозь летний анфас,

И будние праздниками крайне полны.

Кто-то из зрителей увидел в "Слагаемых" авторскую рефлексию по поводу "ущербной" одесской реальности постиндустриальной эпохи.

Но всегда интересно узнать у самого автора, что хотел сказать художник.

Пролетарский отвечает на этот вопрос четверостишием из своего арт-проекта:

От перемены мест слагаемых
не изменяется сумма увечий,
бренно, безлюдно, непререкаемо,
не избежать противоречий".

А на вопрос Delo.UA о том, как рождался проект, рассказал:

"Слагаемые" родились естественно, без стороннего вмешательства. Вызревали с марта 2013 года, когда фиксация окружающей действительности начала приобретать форму законченной идеи.

Это математика спальных районов и уравнения центральной части "Южной Пальмиры", это то, что слагает и разлагает. Перемена места и участи этих элементов не меняет суммы приносимых ими увечий.

Сказать хотелось о настоящем, зафиксировать документалистику будней, черно-белый экстаз бытийного наслоения и липкие взгляды прохожих. Концентрация велась не только на форме, синтезировалось содержание, не выпадающее за рамки и границы. Трансформация переданных образов не преломлялась, все без постановки, только наблюдение изнутри. Показать именно сейчас, потому что приобретающее конкретные очертания время распада входит в свои права и та статика, которую придется умышленно и невольно наблюдать, должна отождествляться с настоящим, дабы служить движущей силой изменения.

Возможно, будет как-то по-другому, но сейчас именно так.

Рифмованные тексты писались тоже в этот период, часть родилась совсем недавно. Они подчеркивают визуальную составляющую. Слагаемые можно переставить мысленно, но результат останется тем же.

Одно фото, смотрящее на черно-белые кресты и тексты, остается цветным. Без буквенных пояснений. Это обшарпанная стена одесского мертвого завода "Краян", на которой проступило растение. Это и есть символ надежды, которая остается, как ни крути. Хотя она и самообман. С этим и переходим в новый год".

Александр Пролетарский. "Слагаемые".

"Ушел год, который переломил все и вся. В моей стране. Внутри и снаружи. Все точки кипения и полосы невозврата перейдены. В новом пусть не будет слез и крови, только это. Больше ничего не надо. Ну и придерживаться в любой борьбе двух векторов — do it yourself & free your mind. Все остальное само прирастет и отсохнет", — такое пожелание автора "Слагаемых" всем нам в 2015-м.