Что смотреть: "Девушка в поезде" — расследование под градусом

С 6 октября в украинских кинотеатрах — триллер Тейта Тейлора "Девушка в поезде". Оказывается, что в некоторых случаях алкоголизм для психики меньшее зло, чем плохие семейные отношения.

"Девушка в поезде". 2016. США. Триллер.

Режиссер Тейт Тейлор. В главных ролях: Эмили Блант, Хейли Беннетт, Ребекка Фергюсон, Джастин Теру, Люк Эванс, Эдгар Рамирес и др.

Главная героиня фильма Рэйчел Уотсон (Эмили Блант) регулярно — по дороге на работу в Нью-Йорк и назад — проезжает в электричке мимо дома, в котором живет молодая семья. Основываясь на мимолетных наблюдениях, она фантазирует о счастливых отношениях пары — и искренне радуется им. Но однажды со своего наблюдательного пункта Рэйчел с возмущением видит, что девушку обнимает не муж — неизвестный. А спустя некоторое время узнает, что та пропала. Вспоминая произошедшие события, героиня понимает, что могла быть непосредственной свидетельницей ее исчезновения — и решает во всем разобраться.

Впрочем, в первую очередь ей нужно разобраться в себе — наблюдательная пассажирка Рэйчел много и постоянно, с раннего утра, пьет, что искажает ее восприятие реальности. А в окно поезда глядит не случайно: кроме дома со счастливой неизвестной парой в ее опьяненный объектив попадает еще и пара соседская, ей известная. Бывший — бросивший ее — муж с новой женой (ранее — любовницей) и малым ребенком. И наблюдение за ними лишено радости, искажает ее восприятие реальности еще больше — страданием, завистью и злостью.

В дебюте фильма режиссер вместе с исполнительницей главной роли Эмили Блант мастерски демонстрируют разные состояния Рэйчел — привлекательной молодой женщины, с улыбкой взирающей в окно поезда и что-то рисующей в ежедневнике и испитой алкоголички с водянистым взглядом, потенциалом агрессии и пьяными провалами в памяти, из-за которых она вынуждена реконструировать собственное прошлое.

В этом бесконечно взрывающем мозг сочетании — главный крючок, с помощью которого "Девушка в поезде" держит внимание зрителей. Потому что исчезновение девушки расследует человек, которому невозможно доверять. И который по большому счету и сам себе доверять не может.

Поскольку весь фильм снят реалистично и без визуальных изысков (за исключением небольших экспрессивных фрагментов, маркированных иной визуальной стилистикой), отличить правду от пьяной фантазии Рэйчел оказывается возможным далеко не всегда. Чтобы у зрителя, который вместе с Рэйчел распутывает интригу и одновременно открывает тайны личной жизни героини, появился шанс докопаться до правды, режиссер дополняет фильм "метками реальности" других персонажей, с помощью которых необходимо будет перепроверять происходящее.

Их истории изобретательно разбросаны по хронологической "прямой". То уходят на несколько лет назад, приоткрывая болезненную травму, объясняющую нынешние события, то возвращают на пару дней в прошлое, расцвечивая интригу новыми деталями.

К примеру, вроде бы счастливая в браке Меган (Хейли Беннетт) — та самая пропавшая девушка — оказывается глубоко неудовлетворенной и своей работой, и требованиями мужа завести ребенка. Тайны за благополучным фасадом семейного уюта скрывает и Анна (Ребекка Фергюсон) — соперница Рэйчел, когда-то любовница ее мужа, а теперь — его новая жена.

Изучение многосложных характеров героинь держит в напряжении, пожалуй, больше, чем сама детективная история.

Объемные женские образы вообще являются украшением фильма — в отличие от мужских персонажей, тоже представленных разнообразно, но скорее укладывающихся в шаблон.

Собственно, вокруг Рэйчел расцветает женское царство — подруга, у которой она живет после развода, женщина-детектив, расследующая пропажу Меган, даже встреченная в поезде супруга бывшего начальника бывшего мужа, на вечеринке у которой Рэйчел когда-то упилась в дрова, чего до сих пор очень стыдится.

Впрочем, в первую очередь фильм в единое целое "стягивает" Эмили Блант — без актерских талантов исполнительницы главной роли, располагающей зрителей к не всегда привлекательному персонажу, он был бы невозможен. Она филигранно создает очень живой и человечный образ и не чурается демонстрации неприглядно-достоверных, а порой и попросту отталкивающих деталей существования с алкогольной зависимостью.

В итоге получается картина именно про Рэйчел — ту самую "девушку в поезде". Расследование в первую очередь ее собственной жизни, где она — и следователь, и подозреваемый, и жертва.

Сюжеты о проблемах с памятью, которая постоянно предает героя, расследующего одновременно и преступление, и собственные фантазии, не новы для кинематографа. Герой знаменитого фильма Кристофера Нолана "Помни", запустившего его голливудскую карьеру, в поисках убийцы жены не мог удержать в памяти ничего дольше 15 минут. Во французском фильме Николя Бухрифа "Кортекс" следствие вел пожилой бывший полицейский, страдающий болезнью Альцгеймера.

Выигрышной особенностью "Девушки в поезде" является соединение детективной линии с глубоким взглядом на психологию семейных отношений, в которых — реальные проблемы персонажей фильма.

При этом эмоциональность, мощно транслирующаяся героинями, не захватывает режиссера. Взгляд Тейта Тейлора, конструирующего многоголосие сюжетов и версий, не лишен жесткости и некоторой мрачной иронии, целиком основанной на реалиях семейного быта и пития, но остается максимально трезвым. Это позволяет ему мастерски регулировать психологическое напряжения истории, доводя ее до убедительного финального знаменателя развязки.

Автор: Сергей Васильев