Фотограф Игорь Гайдай: На Чернобыльской АЭС мне дали на съемки всего 11 минут

В Арсенале открыта фотовыставка Игоря Гайдая. Центром экспозиции стал проект «Разом. UA». О том, что осталось за кадром, рассказал сам фотограф. За восемь лет работы над проектом сделал более 70 больших коллективных портретов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В Киеве на самой большой выставочной площадке Украины -  "Мистецьком Арсенале" -   открылась выставка фотографий Игоря Гайдая. «Разом.UA» -  это 32 трехметровые фотографии: групповые портреты самых разных групп людей: шахтеров, рабочих, военных, пожарных, священников, детей из детдома и даже свадьбы.

В «Мистецьком Арсенале» фотограф впервые показывает в полном объеме проект «Разом.UA», над которым работал восемь лет. Закончил, когда снял около семидесяти фото. Оставил 32. Говорит, посчитал это достаточным, чтобы полностью отразить идею проекта. Эти фотографии вошли и в книгу «Разом.UA».

Также в Арсенале выставлены работы других трех серий известных Гайдая: "Украинцы...", "9 месяцев + 3 дня" ( портреты матерей с младенцами) и "Космос украинского хлеба».

На открытии Игорь Гайдай выступил гидом на своей собственной выставке. Говорит, что это его дебют в качестве экскурсовода. Про каждый из снимков у него есть особая история -  как готовился, как снимал, что  произошло на съемках.  Вот некоторые из этих историй.  

Игорь Гайдай:

Завод "Титан", Армянск, 2005

Считаю, что это моя самая большая удача. Хотя после этого много было снято фотографий, которые я тоже люблю. Но эта - хороша своей архитектурной мощью.

Причем место, где происходили съемки, я увидел, можно сказать, случайно.  Уже было запланировано другое, на котором почти закончил подготовку и возвращался с завода. Шел между реакторов и понял, что было бы здорово снять именно здесь. Пришлось уговаривать начальство изменить первоначальный план. А это непросто, ведь нужно было поймать время, когда одна смена  рабочих отработала, а другая пришла на завод.  Но уговорил. 

Для снимка люди собирались почти два часа. Я еле успел свет поймать. 

Второй кадр - на первоначальном  месте - тоже сделали, и он тоже классный, но в проект не вошел. 

Водокрещенье. Жители села Криворивня в Ивано-Франковской области, 2007

(этим праздником заканчиваются Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января)

Эту фотографию  я очень люблю. И на выставке повесил рядом с фото коллектива завода «Титан». Чтобы сразу улавливалось - какая разница в ощущениях!

У фотографии очень странная композиция, я даже сам сначала не понял, почему сделал именно так.  А, возможно, наиболее сильно влияет на ее восприятие состояние людей, их настроение. Да, здесь люди больше влияют.  И если сравнить с «Титаном», то это просто две разные мелодии. Там -  духовой оркестр, а здесь - камерный.

Обычно на Водокрещенье в Карпатах очень красиво: горы покрыты снегом, елки все в снегу, большие сугробы. Но именно в те несколько дней, когда мы приехали в Ивано-Франковскую  область, чтобы снять праздник, шел дождь. Но люди все равно были очень радостные.

А отец Иван, который стоит в центре, он вообще является украинской «звездой». Его знают очень многие, приезжают к нему за советом. Во всяком случае, всем, кому я рассказывал о моем замысле фото, он знаком.

В последний раз  был такой случай. Мы ехали на один из фестивалей, и, проезжая Карпаты, остановились у отца Ивана на ночь. А у нас на машине  -  изображения  из нашего последнего проекта  "Саман": киевские ведьмы на метлах летят. Приехали ночью, оставили машину около его дома, который стоит во дворе церкви. Утром слышим смех. Отец Иван вышел на крыльцо, увидел машину: «Ну, - улыбается, - люди все правильно поймут». Отнесся с юмором. Думаю, не каждый священник способен на такую реакцию.

Чернобыльская АЭС, 2007


Эта фотография снята не в первые годы после аварии на ЧАЭС. Так как ставил задачу охватить разные области жизни, то со временем понял, что тему Чернобыля мне не обойти. И не потому, что когда ты говоришь европейцам, что ты из Украины, они знают боксера Кличко, футболиста  Шевченко и Чернобыль. А потому, что у нас такое случилось. Это есть.

 Сейчас эта станция  не производит электричества. Все работающие там люди, которых я снимал, обеспечивают ее безопасность. Мне дали 11 минут, в течение которых я могу держать людей на том месте, которое выбрал. Почему 11? После того как я получил принципиальное согласие от директора, он вызвал радиометриста. Тот расспросил, где будут съемки, посмотрел замеры, посчитал и сказал: «Не больше 11 минут».

Никакого пафоса. Это когда я выставлял это снимок в Лондоне, пресса написала: «Всего 11 минут было у фотографа!»   -  сделали из этой цифры инфоповод. И это правда.

Хотя, конечно, чтобы все подготовить, мы работали далеко не 11 минут. И когда приехали автобусы, мы знали, как построить людей.

Наверное, это была самая моя быстрая съемка коллективного портрета.

Президентский полк, 2007


Работать на съемках президентского полка было одно удовольствие. Потому что у него есть командир. Ты говоришь командиру, и дальше все происходит быстро и четко.

Здесь есть такой приятный момент -  если присмотреться, то видно, что все солдаты смотрят в кадр. А могли бы, в принципе, и проволынить.

И еще запомнилось: когда я закончил фотографировать и сказал в громкоговоритель «Спасибо большое», все зааплодировали. Без команды командира - он даже растерялся немножко.  Я стоял на высоте 5 этажного здания и слышал, как тысяча человек аплодирует. Это было так классно.

Рождественский спектакль Вертеп, 2010


Эта фотография сделана в типичном сельском клубе с типичным советским интерьером. Но это село  - Шпитьки -  очень активное. В этом селе поселилось несколько, я бы сказал,  «новых прогрессивных украинцев». Людей хозяйственных и творческих. И они вложили собственные деньги и сделали ремонт в клубе и детский театральный кружок, и  на Рождество спектакль, в котором играть взяли всех жителей села. То есть эти люди действительно стали жителями этого села. И вместо советских праздников сделали рождественский спектакль.

В момент, когда сделано фото, спектакль только закончился. Вот стоит царь Ирод, вот -  другие герои. Предельно простой сюжет. Даже не знаю, почему мне он так нравится. Наверное, потому, что это и документ времени.

Шахта «Глубокая», 2007


На фото работники шахты, которая является самой глубокой то ли в европейской части СССР, то ли в Европе,  но точно какая-то рекордсменка.

Договориться было очень нелегко. Оказалось, что договориться с директором  -  это еще не значит, что получится сделать снимок. Хотя директор там, конечно, авторитетный, по-другому нельзя.

Но поскольку у шахтеров очень опасная профессия, они имеют лимит не то что на капризы, но на какую-то дополнительную свободу. Они, когда поднимаются из шахты, не хотят задерживаться, сразу на автобусы и домой, в Шахтерск, что в 100 км от Донецка.

И нам удалось договориться, чтобы одна смена, та, что закончила работу, подождала, когда придет другая, которая должна была спуститься в забой. Это было счастье, что они согласились ждать 40 минут.

И еще такой момент - эта шахта находится больше чем в километре от места съемок. И все согласились пойти туда - и все шли пешком, и директор, и бухгалтер, и полумертвые от работы шахтеры.

Пожарные, 2005


Эта часть отвечает и за оперный театр, и за ВЦИК,  и за теплостанцию, и за завод Антонова. Вот на заводе как раз и снимали. Там был на ремонте украинский пожарный самолет, принадлежащий Ливии, на его фоне фото.

Пожарные - это вообще-то фанаты своего дела.  В это трудно поверить, так как наше знакомство с ними ограничивается, как правило, приходом в офис с проверкой.

Этот снимок получился со второго раза -  в первый раз пришли без формы. "А что, разве надо в форме?" - спрашивают. «Да, - говорю, - вы же бойцы со стихией». И еще попросил принести все возможное оборудование - какое есть. Так что на этом снимке запечатлены уникальные вещи -  брансбойты, которых уже не производят, и еще один автомобиль -  из тех здоровенных тягачей,  которые на парадах в советское время везли ракеты.

Епископы грекокатолической церкви, 2009


На фотографии уникальное событие. Впервые в Украине собрались епископы грекокатолической церкви. Они стоят  возле своего строящегося храма  в Киеве. Это происходило, когда выбирали патриарха.

Как известно, в СССР грекокатолики преследовались, сидели в тюрьмах, их священники тайно совершали обряды.Так что сегодня у них многие вещи происходят впервые.

Впервые их ставка переехала в Киев, а  раньше была во Львове. Впервые они строят в Киеве большой храм.

Пригласили, кстати, на свое собрание и других священников - мы видим их на фотографии.

Стадион «Олимпийский»


Я никак не мог воплотить идею и снять рабочих, которые строят «Олимпийский». Там все время менялись руководители. И идею забросил. А потом меня пригласили членом жюри логотипа, на который объявили конкурс. И я решил еще раз попытаться договориться.  Там был аврал, и на съемки работу останавливать, разумеется,  не хотели. И когда я заверил, что мы снимем максимально быстро -  максимум за час, сказали: «Ну, ладно». 

Видео со съемок здесь.