Илья Шевляк: Сначала нам нужно разобраться с аэропортами и стадионами

Глава координационного бюро по подготовке и проведению евро-2012 в Украине Илья Шевляк рассказал о том, какие требования УЕФА должна выполнить наша страна

координационного бюро по подготовке и проведению евро-2012 в Украине Илья Шевляк рассказал о том, какие требования УЕФА должна выполнить наша страна.

Руководство УЕФА без колебаний отдало проведение Евро-2012 четырем польским городам. В ситуации с Украиной все намного сложнее. К нашим городам выдвинуто много претензий и условий. Действительно ли ситуация у наших соседей лучше и насколько они нас опережают?   

В Польше значительно проще продвигается процесс подготовки к Евро-2012 по одной простой причине — эта страна является членом ЕС. Около 20 миллиардов евро выделяется ей из фондов ЕС на подготовку транспортной инфраструктуры. Уровень развития польской гостиничной инфраструктуры также нельзя сравнивать с Украиной. Но у Польши есть проблемы со стадионами. Мы опережаем их в этом направлении. В то же время отстаем по подготовке отелей и аэропортов.

Действительно, УЕФА обращает внимание на то, что аэропорты — основная «головная боль» наших городов, которые намерены принять матчи Евро-2012. Какие задачи сейчас стоят перед Киевом, Харьковом, Донецком и Львовом?

Все задания, которые поставил перед нами УЕФА, прописаны госпрограммой. Сейчас в нее будут вноситься изменения, будут определены те объекты, на которых нужно акцентировать внимание. Главное, чего требует УЕФА, это обеспечение необходимой пропускной способности аэропорта.

Какой она должна быть?

В каждом городе — разная. Это зависит напрямую от количества мест на стадионе. «Борисполь» на данный момент может обеспечить только 29% от необходимой нормы, Харьков — 6%, Донецк — 10%, Львов — 16%.

Как можно решать эту проблему? Есть мнение, что даже реконструкция взлетной полосы и терминалов не всегда может помочь.

Реконструкция действующего терминала в Донецке, например, увеличит пропускную способность до 40%. В любом случае остается проблема — 60%, которые не закрыты.

И как можно их закрыть?

Рассматриваются варианты строительства новых терминалов, также мы предлагаем запасной вариант — открытие временных терминалов. Пропускная способность такого объекта может быть в районе 1000-1500 пассажиров в час. Кроме этого, необходимо возвести вспомогательные аэропорты. Сейчас у Донецка лучше всех ситуация с этим вопросом, ведь Мариуполь был признан одним из лучших запасных аэропортов.

Сколько стоит возвести временный терминал?

На это уйдет приблизительно 3-4 месяца в зависимости от самого проекта и пропускной способности. По предварительным расчетам, такой терминал можно построить в среднем за 3-4 миллиона гривен. Если это будет усиленная конструкция, то цифры могут доходить до 16 миллионов.

Сколько денег предполагалось выделить из госбюджета на 2009 год, для того чтобы закрыть все проблемные вопросы по аэропортам?

На Донецкий аэропорт госпрограммой было предусмотрено 237 миллионов гривен, 1 миллиард необходим Львову, Харькову — 812 миллионов, Киеву — 3 миллиарда. Из местных бюджетов было выделено 535 миллионов для Донецка, для Львова — около 600 миллионов, Харькова — 590, Киева — 3,5 миллиарда. Остальные требуемые деньги будут находиться через инвесторов.

Квартирный вопрос

Строить и реконструировать отели под Евро-2012 также планируется за счет инвесторов. Какие требования в этом вопросе выставил УЕФА? 

По Киеву зафиксирована нехватка четырехзвездочных гостиниц. Столица должна обеспечить наличие около 5 тысяч номеров гостиниц такого класса. Сейчас у нас есть около 1,5 тысячи. С трехзвездочными нет никаких проблем ни в одном из городов. «Пятерок» по Киеву должно быть около 2 тысяч (имеется 641 номеров). В целом столице необходимо 7,3 тысячи номеров. В наличии — около 5,8 тысячи.

Каким условиям должны отвечать гостиничные номера?

В списке УЕФА значится около 15 пунктов по этой теме. В первую очередь это площадь номера и наличие определенного высокого сервиса, который предоставляется отелем. Но несмотря на все проблемы, подготовка большинства гостиниц у нас движется по графику.

Если не получится предоставить нужное количество номеров, которые бы соответствовали требованиям, УЕФА рассмотрит вариант поселения болельщиков, например, в съемных квартирах?

Семья УЕФА (коммерческие партнеры, руководство УЕФА, команды и т.д.) должны жить только в гостиницах определенного уровня. Возможен вариант замены пятизвездочных гостиниц «четверками». Главное, чтобы требования условий отелей соответствовали УЕФА. Что касается туристов и болельщиков, то проектом рассматривается их поселение в общежитиях, пансионатах. Наверняка будут работать и агентства, которые предоставят съемные квартиры.

УЕФА устроит вариант размещения в гостиницах, которые будут соответствовать их требованиям, но располагаться за городом?

Есть часть гостиниц, которые могут быть классифицированы как пятизвездочные, но они находятся не в самом городе, а в областях. Так, например, предлагался вариант размещения в некоторых гостиницах Мариуполя. Но все решения по этому вопросу будет принимать туристическое агент-ство TUI, которое уже заключило договоры с гостиницами, и их представители будут мониторить все объекты. По Львову, например, представители TUI уже подписали договоры с гостиницами в Трускавце. В целом же сейчас программа включает в себя 374 гостиницы и общежития.

Стадионам нужны особенные турникеты

Если говорить о стадионах, то эксперты УЕФА отмечали прогресс в реконструкции НСК «Олимпийский». Почему же нам не дали права провести финальный матч?

Практически по всем принимающим стадионам были выдвинуты одинаковые требования от УЕФА. Мы столкнулись с проблемой необходимости установления турникетов в полный рост человека. Зачем в полный рост, непонятно. Но так они хотят, и мы должны это сделать, иначе город выпадет из обоймы Евро. Также в требованиях есть замечания к прилегающей к стадиону территории, размещению необходимого количества парковочных мест.

С НСК «Олимпийский» ситуация сложнее, чем с другими стадионами, так как он должен принять финальную часть Евро. Например, на стадионе необходимо сделать функциональные медиазоны размером 45 тысяч квадратных метров. И сейчас разрабатывается план по их реализации. В целом же ни один из наших стадионов не попал в зону высокого риска, по оценкам УЕФА.

Что в себя включает «план мобильности», которому должен соответствовать каждый город, принимающий еврочемпионат?

По этому плану город должен обеспечить доставку фанов с аэропорта к стадиону и в центр города. И тут мы также столкнулись с проблемой. В одном из последних отчетов экспертов УЕФА указывался пункт о том, что в Украине у принимающих городов должно быть как минимум около 700 автобусов соответствующего класса, которые обеспечат доставку болельщиков.

У нас в Украине есть такие автобусы или их нужно закупать?

Я думаю, что хорошего качества автобусов на данный момент у нас недостаточно. Каждый город будет решать этот вопрос отдельно, возможно, мы будем брать их в лизинг, в аренду или даже придется покупать. Что касается городского транспорта, то предусматривалась закупка трамваев, троллейбусов.

УЕФА также требует, чтобы дороги общегосударственного значения соответствовали европейскому стандарту.

Да, госпрограммой предусматривается, что в Украине будет проведен ремонт и реконструкция около 5 тысяч километров дорог общегосударственного значения. Вторая сторона медали — коммунальные дороги. В этом году программой предусмотрено финансирование их ремонта из местного и государственного бюджетов.

То есть инвесторы здесь привлекаться не будут?

По дорогам у нас есть только два инвестиционных объекта: Львов — Краковец и большая окружная дорога Киева.

Сколько в целом будет выделено денег на подготовку дорог общегосударственного значения?

Программой предусмотрено, что с 2008 года по 2012-й необходимо 3,99 миллиарда евро. Это всего 38 автодорог.

Всегда под крупные спортивные мероприятия во всем мире готовились буферные зоны для болельщиков. В Украине будут такие проекты временных «городков» для фанатов?

Пока этим вопросом никто не занимался, но такие варианты не исключаются, для того чтобы и поселить болельщиков, и разгрузить сам город. Есть понимание, как это можно сделать, но мы такого никогда не делали. Однако это должны решать городские и областные власти, так как возникнет проблема с выделением земли. Вначале нам нужно разобраться с аэропортами и стадионами, а дальше будет видно.

Читайте также: УЕФА не понравились цены в киевских гостиницах