Надо изучать доступный опыт, а не пытаться ехать на том, что не работает — Геннадий Кофман, продюсер

Главный украинский продюсер неигрового кино — о влиянии "цифры", новой волне авторского кино и рыночных аспектах документалистики для проекта "Снято в Украине", инициированного сайтом Delo.UA и холдингом "Медиа Группа Украина"

Директор кинокомпании "МаГиКа-фильм", один из основателей фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA, кинорежиссер Геннадий Кофман — первый человек, которому стоит задать вопросы об украинском неигровом кино.

Его проекты ивестны прежде всего аудитории авторского кино. Среди новых фильмов, которые продюсировала "МаГиКа-фильм" — "Живая ватра" Остапа Костюка, "Вагрич и черный квадрат" Андрея Загданского, "Диббук. История странствующих душ" Кшиштофа Копчински. Все три уже стали событиями международных кинофестивалей, а показ фильма "Живая ватра" запланировал телеканал "Украина".

Из этого интервью мы узнали, как состоялась цифровая революция, чем примечательны работы дебютантов новой волны украинской документалистики, каким образом кинорежиссер Роман Бондарчук оказался в экспертной комиссии Государственного агентства Украины по вопросам кино и что в Доме кино существует абонемент на пиво.

Чтобы положить титры, нужно было объехать половину Киева

Насколько изменились в Украине условия производства документального кино по сравнению с 1990-ми, когда начинала деятельность "МаГиКа-фильм"?

Самое начало девяностых — это очень короткий, но замечательный период, когда ушла эпоха тотального контроля идеологии, но производство — наверное, по инерции — еще финансировалось государством. Именно в самом конце восьмидесятых-начале девяностых заявила о себе далеко за пределами страны яркая генерация украинской документалистики: Сергей Буковский, Александр Роднянский, Андрей Загданский, Александр Балагура, Юрий Терещенко.

Снимали на кинопленку. И существовавшие в ту пору такие кинокомплексы как киностудия "Укркинохроника", Киевская студия научно-популярных фильмов с замкнутым технологическим циклом обработки пленки, озвучивания, собственным парком операторской и другой техники были просто незаменимы. Помню, как мне, чтобы сделать такие элементарные вещи как наложение титров на изображение, нужно было объехать половину Киева — найти нужную пленку, обменять ее на другую нужную пленку, оформить заказ в цехе комбинированных съемок и еще почти месяц ждать, когда этот заказ будет выполнен. Сегодня для решения такой "творческой" задачи нужно несколько секунд.

В конце 1990-х все упростилось. Денег на кино больше не было. Уходило в небытие и производство на кинопленке. Кому-то удавалось снимать на телевизионном оборудовании, а самые отчаянные умудрялись снимать даже на бытовой (любительской) аппаратуре. К сожалению, многие фильмы, снятые в ту пору, оказались размагниченными либо утерянными навсегда.

Какой была самая ощутимая для Вас перемена в связи с переходом документального кино на цифровую технику?

Лично я до сих пор не могу привыкнуть к монтажу в компьютере. Я невероятно любил этот процесс монтажа рабочего позитива кинопленки. Сегодня люди, которые справляются с самыми сложными задачами постпродакшена одним кликом мышки, вызывают у меня мистический трепет.

Начинающим авторам нужно дать возможность снимать как можно больше

Какие особенности характеризуют современные украинские документальные фильмы-дебюты?

В последние годы появилось много интересных имен. Боюсь кого-либо забыть, но прежде всего это Катя Горностай, Алиса Коваленко и Люба Дуракова, Александр Тычинский, Юрий Речинский, Полина Кельм, Дмитрий Сухолиткий-Собчук, Сергей Лысенко. Работы этих авторов уже были представлены на украинских фестивалях, в том числе и в программах Docudays UA.

У каждого из них есть свой авторский взгляд, а вот стиль, я бы сказал, — формируется. Нужно время, чтобы они могли проявить свою авторскую индивидуальность, а возможно, и создать свое направление, свою школу. А следовательно, нужно дать им возможность снимать. Снимать как можно больше.

К сожалению, сейчас не редкость, когда имена украинских авторов указаны в титрах фильмов, созданных без участия Украины. Так фильм Алисы Коваленко и Любови Дураковой "Алиса в стране войны" создан в Польше, в Румынии созданы несколько фильмов Дмитрия Сухолиткого-Собчука.

Геннадий Кофман (справа) и режиссеры фильмов-участников фестиваля Docudays UA на ГогольFest -2015. Фото с сайта docudays.org.ua

П роще или сложнее приходится аматорам-кинодокументалистам по сравнению с дебютантами в сфере игрового кино?

Сложный вопрос. Есть такое выражение "Аматор (любитель) снимает потому, что ему нравится сам процесс. Профессионал — снимает потому, что знает, какой результат он хочет получить".

Сегодня, когда технологии становятся более демократичными, грань между аматорством и профессионализмом довольно тонкая. И как правило, ближе к дилетантизму, видео- графомании. Но есть и очень много примеров, когда документальное кино (и надо сказать, очень хорошее) снимают люди, не имеющие специального кинематографического диплома. Но при этом у них есть свой авторский стиль, они делают интересное глубокое кино. Фотографы Александр Течинский, Алексей Солодунов и Дмитрий Стойков, снявшие фильм "Все палає", который получил множество призов крупнейших международных кинофестивалей — они аматоры? А художник Петр Армяновский?

В игровом кино все по-другому. Здесь очень важна индустриальная составляющая и творческая, бюджет и условия.

Что наиболее способствует инициации аматоров в профессиональную среду в Украине?

А какой должна быть эта инициация? Выдача сертификата "гениальный режиссер"? Или абонемент на пиво в Доме кино?

Если человеку есть что сказать, он может выразить свою мысль художественными средствами документального кино и это находит отклик у зрителей за пределами круга его друзей и родственников — наверное, этот человек профессионал. На практике, покажите мне один кадр этого автора (только, пожалуйста, не обработанный и не снабженный всякими эффектами на компьютере) и я скажу — интересен мне этот человек или нет. И неважно — аматор он или у него пять специальных дипломов, три магистратуры и две научных степени.

Продюсер Геннадий Кофман и режиссер Андрей Загданский представляют фильм "Вагрич и черный квадрат" на Одесском кинофестивале летом 2015 г. Фото с сайта ОМФК

В экспертной комиссии Госкино должны быть люди из кинопроцесса

К каким источникам финансирования обращаются кинодокументалисты?

Обращаются ко всем, но из легальных в Украине, к сожалению, только один — Госкино Украины. Все остальные за пределами нашей страны. И как правило, все эти остальные источники при подаче заявки спрашивают, "а участвует ли в вашем проекте ваша страна"?

В состав "питчинговой" экспертной комиссии Госкино, кроме Вас, вошел один из лидеров команды фестиваля Docudays UA Роман Бондарчук. С чем это связано? Какие усовершенствования системы питчингов важны для качественного уровня фильмов?

О том, что мою кандидатуру в состав экспертного совета предложили от Союза кинематографистов, я узнал, когда уже утверждался список экспертов. Примерно так же, совершенно неожиданным для Романа Бондарчука был звонок из Госкино о том, что его кандидатуру утвердили в состав экспертов.

Число сильных проектов, которые участвуют в каждом конкурсе Госкино, с каждым годом возрастает. Появляется опыт подготовки проектов, многие начинают понимать важность предварительной разработки темы, исследования проекта до того, как он подается на конкурс, у многих уже есть опыт участия в международных питчингах. Мастера начинают верить в возможность сотрудничества с Госкино.

Задача экспертного совета — выбрать действительно достойные проекты и порекомендовать их Госкино. Важно чем руководствуются эксперты, оценивая работы: тематической конъюнктурой, желанием поддержать хорошего человека или хорошую студию, или все-таки профессиональной оценкой качества проекта, всех его составляющих, независимо от собственных вкусов. Очень надеюсь, что именно этот последний компонент и будет определяющим. Поэтому очень важно, чтобы в экспертной комиссии были люди, которые не просто знакомы с тенденциями развития кино, но находились внутри современного процесса.

Продюсер Геннадий Кофман и глава НСКУ Сергей Трымбач. Фото с сайта ОМФК

Сможет ли будущий украинский телеканал общественного вещания повторить модели производства документального кино европейских общественных телеканалов и привлечь к сотрудничеству таких авторов документального кино, как Сергей Буковский, Роман Бондарчук, Сергей Лозница?

Знаю, что у руководства будущего канала общественного вещания есть желание создавать большие качественные документальные проекты. Другое дело, что законодательно они связаны такими же древними нормативами, как и многие другие государственные ведомства. К примеру, с копродукцией им будет нелегко даже после того, как вдруг у них появятся для этого необходимые средства.

Но мне почему-то кажется, что в этом году сотрудничество украинских кинематографистов и украинского телевидения будет развиваться. Все больше проектов на стадии релиза находит поддержку у центральных каналов, а некоторые — и на стадии производства. Много делает для поиска взаимопонимания между прежде не пересекавшимися галактиками украинского кино и телевидения глава Госкино Филипп Ильенко.

Сейчас у нас есть договоренность о том, что телепремьера фильма "Живая ватра" состоится на канале "Украина". Это довольно смелое решение для менеджмента канала, учитывая стилистику фильма. Медиа группа "Украина" выступит и генеральным медиапартнером при выпуске этого фильма в кинопрокат.

Для Украины нет примера для подражания в документальном кино

В каком именно направлении документального кино Украина может состояться в первую очередь?

Я могу ошибаться, но мне кажется — в талантливом. Кто мог спрогнозировать, что именно история двух шерифов из маленького украинского села вызовет такой интерес на крупнейшем европейском кинофоруме документалистов? Не только темой. Но прежде всего благодаря тому, что режиссер инвестировал несколько лет своей жизни в ее изучение, приближение к своим героям. Он смог построить историю и талантливо ее рассказать.

Сколько фильмов было снято на Майдане? А сколько часов видео снято о войне на Востоке Украины, в том числе, и иностранцами? Почему же персональная история неизвестных широкой аудитории Алисы Коваленко и Любови Дураковой вызвала такой резонанс на крупнейшем кинофестивале ("Артдокфест". ─ Авт.) Думаю, самое важное здесь ─ степень таланта, искренность, с которой рассказана эта история.

Docudays UA на ГогольFest -2015. Фото с сайта docudays.org.ua

Авторское документальное кино по определению продукт не конвейерный, очень штучный. Такие авторы у нас есть, и за будущее украинской документалистики я совершенно спокоен.

Украинские фильмы, которые завоевали награды международных кинофестивалей — "Украинские шерифы", "Диббук" — созданы в копродукции. С какими наибольшими преградами сталкиваются международные команды в случае с Украиной?

В периоды, когда Украина не сходит первых страниц крупнейших новостных изданий, события Майдана и на Востоке Украины, следуя конъюнктуре, снимали очень много зарубежных групп.

Для большой копродукции требуется очень много времени. Сам процесс, предшествующий основным съемкам, занимает минимум два-три года.

Ролик международного турне "ПОБАЧИТИ КРАЇНУ: DOCUDAYS UA МАНДРУЄ СВІТОМ"

Опыт каких стран, по Вашему мнению, наиболее похож на путь Украины в документальном кино?

Еще несколько лет назад я бы сказал — Атлантиды. Два-три года назад сказал бы — Польши. Сегодня точно знаю, что идеального примера для подражания нет. Нужно изучать, анализировать весь доступный нам опыт, брать лучшее и не пытаться ехать на том, что не работает.

Беседовала Елена Коркодым, киножурналист, обозреватель "Детектор медиа", специально для проекта "Снято в Украине".

За лучший украинский фильм можно проголосовать на странице рейтинга "Снято в Украине"