Как девальвация и кризис повлияли на работу туристических компаний

Сложная политическая и экономическая ситуация в стране и девальвация гривни подкосили туристический рынок Украины. Какие изменения в свою работу были вынуждены внести туристические компании, выясняло Delo.UA
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

С начала года гривня девальвировала на 60%, подкосив весь туристический бизнес Украины, ориентированный на международные направление. Так, по оценкам генерального директора компании TUI Ukraine Владимира Щупака, снижение курса гривни по отношению к евро уменьшило поток украинских туристов в Европу на 40%. Как результат, продажи туристических компаний упали в среднем на 50%. Ведь как не старались туркомпании удержать цены, туры за границу подорожали на 20-30%. "Если в прошлом году средняя стоимость круиза (700 евро) в переводе на гривни составляла 7700 грн, то сегодня — 13300 грн", — отмечает Юлия Олейник, директор "Круизного Дома "МВ".

В связи со сложившейся на рынке ситуацией туристические компании вынуждены были адаптироваться к новой реальности. "Наша компания сосредоточилась на развитии уже существующих направлений, отложив вопрос запуска новых программ на более благоприятное время. В частности, мы перенесли старт чартерной полетной программы в Аликанте (Испания)", — рассказывает генеральный директор туроператора IdrisKa tour Елена Субботина.

Вынуждена была оптимизировать туристическую программу и компания Tez Tour Украина, сократив количество вылетов из Украины на 30% по сравнению с прошлым годом. "В преддверии зимнего сезона планировать свои полетные программы нужно особенно тщательно, учитывая все риски. Ведь если выкупить мест больше, чем затем продашь туров, тебя ждут сплошные убытки", — подтверждает Елена Субботина.

"Мы больше времени начали уделять коммерции — ежедневно выискиваем акционные предложения, на них сейчас наибольший спрос", — продолжает Юлия Олейник.

"Основная причина банкротств заключается в том что , к сожалению в России до сих пор нет той гласности о которой говорят, у нас в Украине везде говорили о кризисе, о проблемах, поэтому туроператоры были готовы к спаду продаж", — сказали в компании "Натали Турс".

Кризис коснулся и делового туризма. Так, если раньше компания могла позволить себе для организации бизнес-тура взять в аренду отдельный чартер и вывезти сотрудников за рубеж на совещание, то сейчас просчитывает все возможные варианты в поиске наиболее выгодных предложений. "Спрос упал, причем и в количественном показателе, и в качественном. Так, на 30% упало число запросов от клиентов, а бюджет деловых поездок сократился на 40%", — отмечает маркетинг-директор туристической компании BTL Светлана Ланко. Кроме того, если ранее компании в большей степени склонялись к проведению мероприятий за рубежом, то сейчас практически 80% из них приходится на Украину.

Не способствовала стабильности на туристическом рынке и оккупация Крыма, после которой украинские компании бы вынуждены в срочном порядке искать замену черноморским курортам. В итоге из 1 млн туристов, которые традиционно отдыхали в Крыму, 800 тыс. выбрали другие курорты Украины, и только 200 тыс. поехало за границу (120–150 тыс. из них отправились на отдых в Турцию). "Кроме того, возрос спрос на Грузию и Болгарию", — говорит Людмила Ермолаева, руководитель отдела продвижения и развития агентской сети "Агентство "Пан Укрейн". При этом, как отмечает Аркадий Маслов, коммерческий директор Tez Tour Украина, в нынешнем году наблюдается увеличение "среднего чека". "Другими словами, увеличилась продолжительность среднего пребывания туристов за границей с 8 дней до 12-15", — констатирует он.

Чем закончится для туристических компаний затяжное падение рынка, прогнозировать сложно. Большие надежды участники рынка возлагают на зимний отдых, аргументируя это тем, что курс, как и ситуация в стране, начали стабилизироваться. "Объемы продаж туров за рубеж с начала года сократились на 40%. При этом мы планируем завершить 2014 год с показателем минус 30% к объемам прошлого года", — резюмирует Аркадий Маслов.