Мастер-класс Джеффри Раша: о фильме "Последний портрет"

Мастер-класс Джеффри Раша: о фильме "Последний портрет"
С 11 января в украинском прокате — фильм Стэнли Туччи "Последний портрет". Работа выдающегося актера придает художественной значимости камерному фильму, считает кинокритик Сергей Васильев

Портрет художника

Американский писатель Джеймс Лорд (Арми Хаммер) ненадолго приезжает в Париж, где принимает приглашение выдающегося художника Альберто Джакометти (великолепный Джеффри Раш) позировать ему для портрета.

Лорд думает, что это займет лишь несколько дней, но работа над портретом затягивается, руша его планы. Желая увидеть свой портрет завершенным, он все время откладывает отъезд, а вместе с ним и собственную жизнь, которую заменяют телефонные звонки за границу.

Наградой за стоическое терпение оказывается дружба с художником — открытая дверь в хаос личных и творческих поисков Джакометти, который находится на пике популярности и вместе с тем бесконечно переживает неудовлетворенность своими работами.

Реальные события

В основе картины — реальная история отношений Джакометти и Лорда, который позировал ему для портрета в течение 18 сеансов. Этот опыт Лорд описал в своих дневниках и книге "Портрет Джакометти", которая вышла в 1965 году.

Позднее Лорд (хорошо знавший также и Пабло Пикассо) признавался, что Джакометти был единственным человеком в его жизни, которым он безоговорочно восхищался. После смерти художника он взвалил на себя монументальную задачу создания его биографии. Над ней он трудился полтора десятка лет.

При этом в дебюте "Последнего портрета" Лорд предстает скорее отстраненным наблюдателем, пусть и доброжелательно заинтересованным в творчестве Джакометти. Постепенное вхождение в мир творца, разогретый страстью, алкоголем и вдохновением, становится важным мотивом картины.

Джакометти без грима

Трансформация Лорда показана благодаря малым деталям, нюансам. Арми Хаммер играет писателя в сдержанно-холодной манере, обусловленной объективными обстоятельствами — много времени он должен проводить в кадре неподвижно, позируя художнику.

Значительная часть действия происходит в неухоженной мастерской Джакометти, таких же неухоженных апартаментах и ближайших "окрестностях": кафе, ресторане, кладбище и публичном доме, которые художник посещает.

Париж 1960-х предстает в "Последнем портрете" преимущественно крупными планами (в том числе таблички с названием улицы, на которой живет герой), оживая благодаря присутствию Джакометти. Ленту выгодно отличают жизненные детали его быта: к примеру, колоритные особенности употребления кофе и вина.

"Большой" же Париж, время от времени попадающий в кадр выразительными деталями, кажется несколько искусственным. Особенно, в сравнении с главным героем, лишенным грима: острым в словах и поступках, отношениях с супругой, любовницей, деньгами и страшными фантазиями.

Трагедия творца

Джакометти на полную грудь проживает трагедию творца, которую очень ярко ощутили и описали еще в начале XIX века романтики: произведение искусства всегда оказывается несопоставимым с замыслом, а творчество предстает стоической битвой с несовершенством бытия. Ее итог предопределен заранее, но не вести ее для творца — невозможно.

В "Последнем портрете" эту мысль представляют несколько раз, почти разжевывают:

  • Джакометти заявляет, что не может рисовать так, как видит, и что ни один портрет не может быть завершен;
  • резко взрывается, когда тонкие, практически незаметные линии ложатся как-то не так, угрожая все бросить;
  • постоянно возвращается к своим скульптурам и полотнам, дорабатывая их;
  • и даже демонстративно уничтожает некоторые из работ — в удивительной своими эмоциональными "качелями" сцене, соединяющей и острую внутреннюю драму, и невозмутимое отношение окружающих к ней.

Важно отметить, что шедевров Джакометти зрителям почти не показывают. Так что оценить художественное значение каждого его мазка чаще всего не представляется возможным, приходиться просто верить в их талант.

Режиссер говорит. И дает играть

Убеждают в таланте Джакометти и слова. Стэнли Туччи не гнушается экономных объяснений происходящего c помощью закадрового текста, который "оживляет" дневниковые записи Лорда и факты жизни главного героя. Этот ленивый прием не делает чести режиссеру.

К счастью, после такого обязательного ликбеза Стэнли Туччи — сам выдающийся характерный актер — дает возможность исполнителям действенно проиллюстрировать сказанное, выгодно представив свои таланты. Очень уверенно демонстрируют их Сильви Тестю (источенная страданием супруга художника) и Тони Шалуб (он играет его брата).

Но в первую очередь "Последний портрет" оказывается площадкой для мастер-класса Джеффри Раша. Выдающийся актер талантливо перевоплощается в Джакометти и даже внешне напоминает его, достигая сходства без демонстративного применения грима, в первую очередь благодаря характерной манере игры. Его ароматная работа придает художественной значимости камерному, небыстрому фильму.